Спецпроекты

СМБ "хочет странного" от ИТ

Бизнес Конференции SMB Финансовые результаты SMB Бизнес
Согласно статистике, компании СМБ обеспечивают 65% мирового ВВП и занятость 90% работающих. "Средний чек" на покупку лицензионного ПО, ИТ-оборудования и прочего в сегменте СМБ намного выше, чем у "частников". Соответствующую этому спросу структуру предложения было бы логично увидеть у крупнейших ИТ-вендоров. Но пока этого, пожалуй, не наблюдается даже в первом приближении. Почему так сложилось, попытались разобраться участники круглого стола CNews Conferences и CNews Analytics "Перспективы ИКТ в секторе СМБ".

Компании в СМБ тоже любят и умеют считать деньги. Однако их обороты относительно невелики. Поэтому то же самое предложение будет субъективно воспринято руководителем микробизнеса как возможность сэкономить, например, несколько десятков рублей в месяц на мобильной связи или полпачки бумаги за счет более эффективной офисной печати.

Как же побудить СМБ к тому, чтобы заказать у вендора или провайдера более эффективный с его точки зрения сервис? Ответов на этот вопрос примерно столько же, сколько самих ИКТ-компаний, работающих с малым бизнесом.

"Потребитель выигрывает не тогда, когда оператор запускает новый сервис, а лишь после того, как на рынке появляются готовые услуги, предназначенные конкретно для него, – поделился мнением старший менеджер "Вымпелкома" Сергей Таболин. – Около 90% от общего числа корпоративных заказчиков в Московском регионе – это малый и микро-бизнес. 80% от 30 тыс. компаний, ставших новыми клиентами "Вымпелком" в 2011 г., это МП. Когда мы в прошлом году начали создание комплексных отраслевых решений, то решили выяснить, что будет интересно нашим клиентам и провели исследование среди разных отраслей, делая акцент на СМБ", – рассказал он.

"В компаниях СМБ просто нет ИТ-специалистов. Мы можем выступить в качестве экспертов, которые соберут необходимый пул сервисов и помогут компаниям разобраться в том, что им необходимо. Больше всего потребитель выигрывает не от новых сервисов, а от готовых услуг, таких как наш пакет для оптовой торговли, включающий стационарную телефонию, доступ к Интернет, мобильную связь и корпоративный SMS-сервис, " – поделился результатами г-н Таболин. Дополнительно сэкономить компаниям СМБ поможет предоставляемая оператором возможность покупать определенное количество минут или гигабайт сразу для всей компании (без конкретизации и "разбивки" трафика по отдельным сотрудникам), оптимально подобранные безлимитные тарифы и прочее.

Недорого и почти идеально

"Белым пятном" назвал разрыв между корпоративными и домашними печатающими устройствами менеджер по развитию HP Россия Антон Колосов и описал взгляд своей корпорции на аппараты для СМБ: "Это такое достаточно непонятное "существо", которое должно обладать низкой ценой, малым размером, быть простым в настройке и обслуживании, уметь печатать из "облаков", подключаться к той локальной инфраструктуре, которая уже есть в компании и прочее". Впрочем, конкретные решения, по его словам, имеются.

"Знаете ли вы, сколько тратите на печать? – спросил спикер аудиторию. – К сожалению, ответа сегодня, как правило, не дают не только малые, но и большие компании". Стоимость устройства и картриджей, месячная нагрузка, скорость печати, - в такой последовательности компании СМБ изучают новое для них печатающее устройство. И только в последнюю очередь вспоминают про дополнительный функционал. "Про стоимость же отпечатка вспоминают обычно только тогда, когда речь идет об уже купленных устройствах. Ответ на этот вопрос обычно дается после долгих вычислений и с погрешностью 100 и больше процентов", – поделился спикер.

В поисках общего знаменателя

Потребности СМБ в ИКТ настолько разноплановые и зависящие от специфики конкретной компании, что многим сегодня хочется сделать вывод о том, что их крайне сложно или даже невозможно свести к единому знаменателю. А небольшие компании, кроме общего названия СМБ, по большому счету ничего не объединяет, кроме, разве что, бюджетных ограничений.

Сборника готовых ИКТ-рецептов на все случаи жизни для СМБ пока действительно нет. Обсуждение же докладов, сделанных на круглом столе, показало, что собравшихся представителей среднего-малого бизнеса волнуют сегодня скорее не модные концепции и перспективные технологии сами по себе, а совершенно конкретные вещи – наименования решений, стоимость, функционал.

Небольшой бизнес хочет, чтобы ему "продавали ИКТ", но довольно болезненно реагирует на сомнительные успехи менеджеров по продажам, сумевших навязать не используемые на практике решения. Ресурсы в СМБ действительно ограниченны, поэтому к подсчету затрат на покупку и внедрение там подходят весьма скрупулезно. И, в то же время, считают совсем не то, не совсем так и обращают первоочередное внимание вовсе не те параметры, к которым хотелось бы привлечь внимание вендорам, многих из которых логика СМБ явно приводит в некоторое замешательство.

И, наконец, очень многие бизнесмены, так и не получившие от ИТ- и других компаний того, что им действительно нужно, сегодня явно тяготеют к самообслуживанию во всем, что связано с ИКТ. Как именно будет называться то, что откроет СМБ дорогу к самостоятельности? ИТ-аутсорсинг, "облака", программно-аппаратные комплексы, не требующие обслуживания?

По результатам круглого стола можно сделать вывод о том, что вопрос об этом для СМБ, пожалуй, интересен, но гораздо менее актуален, чем конкретные решения. "Хотелось бы, наконец, обрести возможность собирать нужное ПО из готовых "кубиков" и разговаривать со специалистами на обычном языке, не приглашая специальных "переводчиков". Я не программист, ничего другого мне не нужно", – удачно резюмировал из зала мнение многих собравшихся финансовый директор компании "Инжиниринг Сбыт" Сергей Михеев, который потратил годы и миллиона на то, чтобы внедрить ERP, но, - как и 12 лет назад, - продолжает использовать Excel для ведения учета в своей СМБ-компании.

Антон Степанов / CNews


Презентации участников конференции

Презентация Радаев Александр, заместитель главного редактора CNews
Презентация Козлов Михаил, консультант по развитию технологического бизнеса и оценке эффективности использования информационных технологий для бизнеса DevBusiness.ru
Презентация Корнетов Игорь, технический директор по России и СНГ, EMC Russia
Презентация Таболин Сергей, старший менеджер по поддержке маркетинговых инициатив, Вымпелком
Презентация Иванов Игорь, руководитель отдела продаж решений, Softline
Презентация Торчинский Михаил, управляющий партнер, MARKSMAN
Презентация Симаков Олег, ИТ-директор, Медицинский информационно-аналитический центр РАМН (МИАЦ)
Презентация Колосов Антон, менеджер по развитию категории Струйные печатающие устройства", HP Россия
Презентация Скачать все презентации (архив)

Профиль месяца

Искусственный интеллект стал полумифическим понятием

Сергей Поляков

ИТ-директор Альфа-Банка

Технология месяца

6G перебьет аппетит к 5G?

Сети 6G, как ожидают аналитики, начнут появляться уже через пять-десять лет.

articles