Разделы

Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения

Кто боится судьи Томаса Джексона?

Печальная судьба корпорации Microsoft заставила призадуматься многих гигантов. Стало ясно, что стремления к захвату большей части рынка в какой-то момент могут разбиться о рифы антимонопольного законодательства. Прецедент, созданный судьей Томасом Джексоном, принуждает компании, лидирующие на своих рынках, к таким действиям, которые раньше они считали недопустимыми.

В области программного обепечения внимание Антимонопольного комитета США теперь привлекли системы обмена мгновенными сообщениями (instant messaging). Рынок этих систем (также их называют Интернет-пейджерами) растет очень быстро. По прогнозам компании Forrester Research, к 2002 году количество мгновенных сообщений превысит количество писем, посылаемых по электронной почте, в 1,33 раза.

В настоящее время на этом рынке лидируют программы ICQ и AOL Instant Message, принадлежащие компании America Online (сейчас это крупнейший в мире Интернет-провайдер, имеющий базу данных из 24 миллионов подписчиков). Помимо упомянутых двух программ, существует еще несколько им подобных, однако ни одна из них не является столь популярной, как ICQ и AIM. Количество пользователей ICQ на данный момент составляет около 80 миллионов человек, а AIM используют около 90 миллионов (для сравнения: аналогичный продукт компании Tribal Voice используют лишь 8 миллионов человек). Таким образом, продукты AOL являются наиболее массовыми по количеству пользователей и у них фактически нет конкурентов. Такая ситуация вызывала множество нареканий. За последние пару лет было предпринято множество попыток обеспечить совместимость других систем обмена мгновенными сообщениями с этими двумя, однако AOL неизменно перекрывала доступ к своим службам. В борьбе с AOL успеха не сумели добиться даже такие гранды, как Microsoft, Yahoo!, AT&T и Prodigy.

Пожалуй, дальше всех сумела продвинуться компания Odigo, несколько месяцев назад выпустившая в свет свою разработку для обмена мгновенными сообщениями. Интернет-пейджер этой компаниине только обладает всеми функциями, доступными ICQ и AIM, но и имеет ряд полезных особенностей, отсутствующих у этих программ. Например, при посещении какого-либо сайта можно узнать, есть ли на нем кто-либо из ваших знакомых. Но, пожалуй, самой важной для пользователей Odigo функцией было то, что они могли общаться с пользователями ICQ и AIM. До этого аналогичную службу запускала шведская компания My Solutions. Ее программный продукт MyCQ также позволял одновременно общаться с клиентами AIM и ICQ. Однако AOL не допустила нарушения status-quo и перекрыла доступ к своим подписчикам пользователям MyCQ.

Та же судьба ожидала и Odigo. На минувшей неделе America Online закрыла доступ к AIM пользователям новой службы. Правда, уже на следующий день Odigo выпустила патч, позволяющий восстановить связь с продуктами AOL. Столь большое желание маленькой (по сравнению с AOL) компании обеспечить совместимость своего продукта с программами, принадлежащими AOL, объясняется просто: за 10 дней работы сервиса количество подписчиков Odigo выросло в 7 раз. Эти цифры убедительно свидетельствуют о высокой заинтересованности пользователей в услугах подобного рода. Следом за Odigo о выпуске своей программы для обмена мгновенными сообщениями, совместимой с другими системами, заявила компания AltaVista. Как отреагирует на новую систему AOL, пока неизвестно.

Дмитрий Балдин, «РусГидро»: Вынужденный переход на open source приводит к увеличению поверхности кибератак
безопасность

Политику America Online на рынке систем мгновенного обмена сообщениями многие считают неверной. Интернет-пейджеры часто сравнивают с телефонами, по которым можно общаться только в том случае, если оба участника разговора используют телефоны одной фирмы. Иначе как нонсенсом такую ситуацию назвать нельзя. Впрочем, вряд ли специалисты AOL незнакомы с этими доводами. И заинтересованность пользователей в совместимости различных программ им известна очень давно. Однако до недавнего времени компания своими действиями показывала, что не собирается расставаться с положением монополиста.

Изменения в сложившейся ситуации наметились совсем недавно. На прошлой неделе президент America Online Барри Шулер заявил, что в скором времени компания обеспечит совместимость ICQ и AIM с продуктами других производителей. При этом в планах AOL стоит разработка единого стандарта для подобных систем. Но глава компании ничего не сказал о сроках, в которые заявленная идея будет воплощена в жизнь. Он лишь подчеркнул большую техническую сложность обеспечения совместимости (однако у Odigo, например, почему-то никаких проблем с этим не было). Трактовать заявление президента AOL можно так: компания вынуждена идти на уступки, поскольку видит реальную угрозу со стороны Антимонопольного комитета (разделить судьбу Microsoft никому не хочется), а кроме того, ей совсем не нужны осложнения с Европейской комиссией, где сейчас расследуется дело о слиянии AOL с Time Warner. Однако переходить от слов к делу America Online будет максимально долго, стараясь как можно большее время не расставаться с положением лидера рынка.