Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура

Kraftway: создан центр ИТ-контроля правительства Москвы

На управление ИТ-инфраструктурой крупного предприятия часто тратится довольно много средств, а также времени сотрудников ИТ-департамента. При этом результат не всегда радует. Как упростить обслуживание имеющейся техники, ее своевременную модернизацию? Эти и многие другие задачи пришлось решить компании Kraftway, реализующей проект создания системы мониторинга информационных ресурсов Правительства. Его результатом станет единый надежный центр управления всей ИТ-инфраструктурой правительства Москвы.

Большие и сложные по своему устройству организации, решающие разнообразные задачи, часто имеют весьма запутанную ИТ-инфраструктуру. На поддержание ее в рабочем состоянии тратится много средств, а развитие представляется ИТ-департаментам головной болью. Примерно с такой ситуацией столкнулось правительство Москвы. От функционирования этой сложной организации зависит жизнедеятельность нашей столицы. В этом смысле особенно важно, чтобы значимые для жизни города решения принимались взвешенно и в кратчайшие сроки, и никакие сбои не мешали этой работе.


Кирилл Конягин: Преимущество, позволившее нам выиграть тендер, проявилось на стыке программного и аппаратного уровней

На сегодняшний день в правительстве Москвы эксплуатируется порядка трехсот серверов, предоставляющих различные ИТ-сервисы 15 тысячам пользователей. Кроме того, используется несколько сотен информационных систем, которые были созданы в разное время и зачастую с использованием несовместимых друг с другом решений.

Отвечает за стабильную работу всех информационных ресурсов Управление информатизации правительства Москвы. В его составе функционируют: отдел программно-технического обеспечения, работающий преимущественно с пользователями, подготовкой рабочих мест и сопровождением оборудования; отдел эксплуатации информационных систем, обслуживающий серверы, серверное оборудование и занимающийся различными сервисами; отдел развития информационных систем, сопровождающий сетевую инфраструктуру, следящий за ее функционированием, связью с внешним миром (почтовая система, Интернет), сетевой защитой.

Правительство Москвы является основным органом городского самоуправления. Непосредственно или через органы исполнительной власти правительство решает вопросы социально-экономического развития города, осуществляет управление городским хозяйством, представляет Москву в отношениях с федеральными и другими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Правительство Москвы в пределах своих полномочий осуществляет комплексное регулирование в экономической и в социальной сфере; осуществляет меры по обеспечению единства городского хозяйства и развитию города; формирует городской заказ и обеспечивает его размещение; осуществляет инвестиционную политику и функции городского инвестора; ведет законопроектную работу и т.д.

Управление информатизации является структурным подразделением правительства города Москвы, отвечающим за все его ИТ-ресурсы.

Управлению информатизации пришлось столкнуться с рядом задач, для решения которых потребовался комплексный проект. Прежде всего, проблемой являлось то, что информационные ресурсы эксплуатируются на различном оборудовании и разных операционных системах. В правительстве старые серверы Intel с операционной системой Novell использовались наряду с более современными Windows, Linux, AIX и Sun-платформами. Novell NetWare, как правило, используется для хранения данных, также в различных подразделениях можно найти изолированные друг от друга каталоги этой системы, не связанные между собой.

Другую проблему представляла децентрализация информационных систем. Существовало множество центров управления, что значительно усложняло работу системы, так как из многих точек могли подаваться различные, зачастую противоречащие друг другу сигналы. В результате Управлению информатизации в целом было сложно отслеживать работу информационных систем. Решением должна была стать система контроля, которая осуществляла бы мониторинг сети и ее отдельных узлов, чтобы регулировать нагрузку на ИТ-инфраструктуру, а также отслеживала ее работоспособность.

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

Отдельным проблемным моментом была неудобная процедура разрешения инцидентов. Каждому из отделов Управления информатизации приходилось в той или иной мере сталкивался с поддержкой работы отдельных пользователей. Если возникали какие-либо проблемы, пользователь наугад звонил в разные отделы, не в силах самостоятельно определить, в чьей зоне ответственности находится его поломка. Когда же проблема разрешалась, об этом не оставалось никаких данных, так как не велось никакой отчетности. Решить эту задачу была призвана система класса Service Desk.

В целом, в условиях, когда количество пользователей постоянно росло, росли и размеры ИТ-инфраструктуры правительства, усиливая нагрузку на службы поддержки и сопровождения. Чтобы поддерживать все ресурсы в работоспособном состоянии, Управлению требовались новые сотрудники и больший ИТ-бюджет. Однако постоянно увеличивать бюджет – не выход. "Мы не можем бесконечно увеличивать расходы на ИТ, - рассказывает Сергей Байбаков, заместитель начальника Управления информатизации правительства Москвы. – Нам необходимо подробно отчитаться о расходах и обосновать бюджет на следующий год. В то же время сложность сложившейся инфраструктуры и многочисленность используемых систем не позволяла нам составить четкую картину того, что происходит, насколько загружены различные ресурсы и т.д."

Обдумывая будущий проект, Управление информатизации правительства Москвы приняло решение отказаться от использования Novell NetWare по ряду причин. Одной из целей нового проекта является обеспечение полноценного мониторинга не только программных сервисов, но и аппаратной части. Платформа Novell NetWare практически не реализует данную возможность, средний возраст серверов, работающих на платформе NetWare, достигает 7-10 лет. "Большинство наших серверов фактически выработало свой ресурс. Более того, нормальное функционирование новых серверов в существующей ИТ-инфраструктуре может быть поставлено под угрозу, поэтому новый проект вызван также нашим желанием избежать проблем в недалеком будущем за счет построения новой, надежной системы, - отмечает Сергей Байбаков. - Были случаи, когда серверы просто выходили из строя, а поскольку ими постоянно пользуется большое количество человек, иногда работа отдельных департаментов была фактически парализована".

Решать все копившиеся годами проблемы в результате тендера была выбрана компания Kraftway. "Мы достаточно давно работаем с правительством Москвы, поставляем туда различное оборудование, как серверное, так и персональные компьютеры, - рассказывает Кирилл Конягин, руководитель Центра исследований и экспертизы Kraftway. – Так что заказчик знал нашу компанию хорошо. Думаю, преимущество, позволившее нам выиграть тендер, проявилось на стыке программного и аппаратного уровней. К моменту старта проекта Kraftway представил собственное решение для мониторинга оборудования, Management Pack для Microsoft Operations Manager. Ситуация была такова, что в правительстве использовалось очень разнородное оборудование, в том числе и по срокам производства – эксплуатировались системы разных брендов, произведенные 10 лет назад.