Разделы

Цифровизация ИТ в госсекторе

ИТ в госсекторе: новые возможности и планы

О том, как развиваются крупнейшие государственные проекты на федеральном и региональном уровне и какие новые задачи предстоит решить в ближайшие годы, говорили на прошедшей 23 сентября 2014 г. CNews Conferences конференции «ИКТ в госсекторе: госуслуги и не только» представители федеральных и региональных органов власти и компаний, работающих в этой сфере.

Александр Шмид: Первоочередная задача – удовлетворение информационного голода руководителей

О проблемах и перспективах информатизации агропромышленного комплекса в интервью CNews рассказал Александр Шмид, председатель правления «ЕС-лизинг».

CNews: Каков уровень информатизации агропромышленного комплекса России по сравнению с другими отраслями?

Александр Шмид: Начнем с очевидного. АПК как объект управления на порядки сложнее любой другой отрасли. Обратимся к цифрам. Например, в наиболее информатизированной банковской сфере отраслевая информационная модель (IBM BDW - banking data warehouse), полностью описывающая поведение любого коммерческого или центрального банка по стандарту BASEL 3, содержит около 6 тыс. терминов предметной области и около 5 тыс. терминов области наблюдения. Такая модель применяется, например, в ЦБ РФ, «Росбанке» и т.д.

В АПК же только список промышленно выращиваемых культур содержит около 19 тыс. наименований. Возьмем одно наименование – «Картофель». Посмотрим теперь, скажем, на систему информатизации уровня СХТП PROGIS (Австрия), работающую в 29 странах от Китая до Германии, и обратимся к культуре «Картофель». Мы увидим только в Германии 900 сортов картофеля и 900 параметризированных по типу почв и климату моделей выращивания.

Сложности информационных моделей в АПК и банках несопоставимы. В АПК все сложнее.

Теперь о международной конкуренции и ВТО. Такая высокотехнологичная отрасль, как атомная промышленность конкурирует, по моему мнению, не более чем с десятком стран, и события на этом рынке развиваются медленно. Производственный цикл замыкается за десятки лет. Реальных фирм-конкурентов мало. В АПК же конкурирующие страны исчисляются сотнями, реальных фирм-конкурентов сотни тысяч, производственные циклы в десятки и сотни раз короче. Очевидно, что в агропромышленном секторе совсем другая размерность и другая динамика при анализе внешнеэкономических рисков.

Старые члены ВТО уже давно адаптировали свои ИАС АПК к условиям ВТО, нам же надо их догонять.

CNews: Какие возможности по сбору и анализу информации в этой сфере сегодня есть у профильных ведомств?

Александр Шмид: Известно, что информационные потребности руководителей не могут быть удовлетворены на 100%: чем больше информации получает руководитель, тем глубже он понимает системные взаимосвязи объекта управления, и его информационные потребности в понимании деталей только возрастают.

Новые информационные потребности руководителя инициируют в ИАС процессы детализации: поиска источников дополнительной информации об объекте управления. Этот процесс, как показывает практика, нескончаем. Возможности по сбору информации у всех ведомств есть, но как понять, есть ли на столе у руководителя необходимый и достаточный объем информации для принятия эффективных корпоративных решений? Критерий прост: успешно работает отрасль - с ИАС все в порядке. Если же нет - что-то надо менять.

CNews: Какие вы видите первоочередные задачи в сфере информатизации агропромышленного комплекса?

Александр Шмид: В конкурсной документации на создание ЦИАС СГИО СХ сказано: повышение информированности руководителей при принятии решений по АПК, решении задач мониторинга, анализа, прогнозирования развития ситуации по индикаторам.

Проведенный в 2013 г. ИПИ РАН анализ показал, что собираемой информации для удовлетворения информационных потребностей (с учетом ВТО) сейчас недостаточно. Поэтому, первоочередная задача - это удовлетворение информационного голода руководителей, вывод их информированности на уровень их зарубежных конкурентов. То есть – перманентное развитие системы сбора данных под удовлетворение постоянно растущих потребностей руководителей.

После того как необходимый и достаточный объем данных по АПК будет собран (с учетом истории), можно решать и задачи анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений. Прогнозирование в АПК абсолютно необходимо, поскольку реакция АПК на все меры регулирования носит отсроченный, макроэкономический характер. И надо оценивать вероятности сценариев развития будущей ситуации, возникающей в результате принятия решения.

CNews: Как, по вашему мнению, развитие ИТ отразится на развитии отечественного сельского хозяйства?

Александр Шмид: Только положительно и очень быстро. За примерами далеко ходить не надо. Достаточно посмотреть на конкурентов нашего АПК. На сайте МСХ США описаны 56 основных программ мониторинга всех сельхозпроизводителей с объемами годового производства свыше $500 в год. Так работает их система сбора данных, позволяющая решать любые задачи математической экономики, в том числе прогнозирования. Прогнозы на год по производству всех видов продукции в США печатаются регулярно. Наконец, меры компенсации (по-нашему, субсидии) в США значительно выше, и охват производителей значительно шире, чем у нас.

Мне лично просто интересно промоделировать поведение нашего АПК в условиях выдачи ему эквивалентного объема средств. Мне кажется, мы завалим продукцией весь мир. Напомню, что в 1913 г. Россия вывозила в Европу 300 тыс. тонн сливочного масла из районов около Томска. Мне об этом рассказывал дедушка - доцент императорской сельхозакадемии. А подтверждение я нашел в интереснейшей книге Шушкевича «Восточный шанс России». В этой книге говорится, что денег за это масло (воспроизводимый ресурс) было больше, чем от всей золотодобывающей промышленности России.