Спецпроекты

ИКТ в госсекторе: первые итоги перезагрузки

Интеграция ИТ в госсекторе
Масштабная конференция с таким названием, организованная 26 сентября 2013 г. CNews Analytics и CNews Conferences, коснулась самых разных аспектов информатизации госсектора. Немало докладов касалось электронного правительства и портала госуслуг. В этих сферах сделано много, но предстоит еще больше. В основном требуются тестирование и отладка заявленных сервисов.

Юрий Хухашвили: Чем больше жителей будет пользоваться московским порталом госуслуг, тем качественнее станут услуги

На вопросы CNews ответил Юрий Хухашвили, советник генерального директора компании «Электронная Москва».

CNews: Каковы особенности информатизации Москвы как столицы России? Какие новые задачи возникают в этой связи?

Юрий Хухашвили: Особенности информатизации очень сильно зависят от особенностей самой Москвы. Жители и бизнес требуют высокого качества услуг и постоянной их доступности. Поэтому главной особенностью информатизации я бы назвал нацеленность на удовлетворение потребностей пользователей - жителей города.

Общегородские порталы пользуются огромной популярностью у москвичей. Благодаря сервисам порталов «Наш город», «Дома Москвы», «Дороги Москвы» жители реально участвуют в повышении качества жизни в городе. Поэтому и задачи формируются соответствующие — это обеспечение стабильной работы сервисов в пиковые нагрузки, их гарантированная доставка, функциональность, гибкая интеграция изменений архитектуры, централизация систем.

CNews: Насколько востребованы в столице новейшие решения, например, такие как облака?

Юрий Хухашвили: Это еще одна особенность информатизации Москвы. Облака — не новейшее решение. Примерами успешного функционирования облачной инфраструктуры города являются различные информационные системы. Единая почтовая система обеспечивает сегодня работу 30000 почтовых ящиков сотрудников ОИВ города Москвы и подведомственных им учреждений. 42000 пользователей из 1800 организаций объединены в единой среде доверия системой юридически значимого электронного документооборота Правительства Москвы.

Облака в Москве востребованы не потому, что это дань моде. Сервисы, которые мы предоставляем в облаке, удобны для города. Они позволяют сократить капитальные затраты на информатизацию. Более того, сервис оплачивается за отчетный период по количеству пользователей и его доступности, то есть заказчик платит столько, сколько пользуется сервисом.

CNews: Насколько востребованы жителями и бизнесом Москвы электронные госуслуги? Что мешает/способствует их широкому распространению?

Юрий Хухашвили: Чтобы электронные услуги были востребованы жителями и бизнесом, они должны быть им необходимы и интересны. Эту задачу, по-моему, успешно решает Департамент информационных технологий города Москвы. Внедряются услуги, которые реально упрощают жизнь, экономят наше время. Очень радует, когда собеседник рассказывает, как он легко записал ребенка в первый класс, именно в ту школу, которую хотел. Ведь в этом году 90000 детей было записано в первый класс через Портал госуслуг.

А радостное лицо автовладельца, который до сих пор не получил ни одного СМС-уведомления о штрафе ГИБДД! Должен заметить, услуга работает. Я получал такую СМС. Более того, СМС приходит с уведомлением о поступлении оплаты штрафа в подразделение УГИБДД г. Москвы.

Недавно я записал сына в спортивную секцию благодаря электронной услуге записи в учреждения допобразования.

Электронных услуг много. Но прежде всего мешает недоверие самих жителей. Они не могут поверить, что электронная услуга будет предоставлена. Конечно, бывают ошибки. Например, ответственные за услугу организации могут предоставить данные с ошибкой. Запись в спортивную секцию с 10 лет, а в паспорте услуги написали 11. Вам придет отказ, если ребенку 10. Лучшее средство повысить качество услуги, это чаще ею пользоваться. Чем больше жителей будет пользоваться московским порталом госуслуг, тем качественнее услуги будем мы с вами получать.

CNews: Что ваша компания готова предложить в этой связи?

Юрий Хухашвили: Задача «Электронной Москвы» обеспечить бесперебойное функционирование общегородских информационных систем. Это очень большая социально-значимая ответственность. Не могут не работать та же запись в первый класс или электронный документооборот Правительства Москвы.

Поэтому мы постоянно совершенствуем ИКТ инфраструктуру, которая и обеспечивает высокую доступность предоставляемых сервисов. Сегодня мы эксплуатируем ИС в пяти ЦОДах Москвы. Два из них наши собственные. Ядром инфраструктуры стал наш новый ЦОД, построенный в соответствии с высокими требованиями города, а значит жителей и бизнеса. Высоконагруженные стойки, системы электроснабжения и хладоснабжения обеспечивают уникальную, даже для Москвы, надежность, масштабируемость, безопасность и эффективность работы ИКТ-инфраструктуры.

Мы внедрили систему контроля качества функционирования информационных систем. Она позволяет не только фиксировать проблемы и управлять инцидентами. Она позволяет планировать развитие информационных систем на основе запросов пользователей, управлять изменениями прикладного ПО и масштабировать ИКТ-инфраструктуру по результатам нагрузочного тестирования.

Например, в системе электронного документооборота благодаря возможности анализировать запросы пользователей мы оптимизировали и существенно сократили сроки подключения АРМ. Пользователи сразу начинают работать в системе, потому что проходят специальный курс обучения. К этой системе мы подключаем заказчиков, контакт-центры, подрядчиков. Это целая экосистема, обеспечивающая качество предоставляемых услуг.

Созданная нами инфраструктура позволяет существенно снизить расходы на старт проекта создания ИС, сократить сроки запуска пилота, провести полномасштабное функциональное и нагрузочное тестирование перед сдачей ИС в промышленную эксплуатацию.

Сегодня государственные и коммерческие организации могут размещаться в нашем ЦОД. Мы готовы предоставить и высоконагруженные стойки, и вычислительные мощности под требования информационной системы, и необходимые ресурсы для хранения данных, и все это обеспечить высококачественным комплексом услуг.


Взгляд месяца

Почему идея внутренней разработки себя не оправдала

Александр Глазков

председатель совета директоров, «Диасофт»

Профиль месяца

Искусственный интеллект стал полумифическим понятием

Сергей Поляков

ИТ-директор Альфа-Банка