Разделы

Электронный бизнес: поколение за поколением

Под "электронным бизнесом" принято понимать процессы, осуществляемые посредством сети связанных между собой компьютеров, которые направлены на получение финансовой выгоды. Это общее определение слишком размыто, поэтому обычно под "электронным бизнесом" подразумевают совершенно конкретные бизнес-процессы, осуществляемые с помощью Интернета. По мере развития технологий видоизменялся характер этих бизнес-процессов, т.е, менялось само понятие об электронном бизнесе. Принято выделять несколько стадий развития, или поколений, систем электронного бизнеса.

Первой стадией электронного бизнеса (или первым поколением) было обычное присутствие компании в Интернете. Наличие своего Web-сервера, на котором находится вся информация о компании, о предоставляемых ею услугах и предлагаемых продуктах, позволяло компании круглосуточно осуществлять контакт с клиентом на уровне предоставления информации. С точки зрения маркетинга это было принципиально новый инструмент, позволяющий быстрее и эффективнее работать с заказчиками. Основным недостатком таких систем, состоящих только лишь из сайта компании в Интернете, было отсутствие двусторонней связи компании с клиентом. Таким образом не использовался самый главный козырь Интернета - интерактивность. То есть контакт с клиентом осуществлялся по-прежнему "вживую". Технологии, которые позволяют размещать заказы и формировать запросы непосредственно через Интернет, относят к следующему поколению систем электронного бизнеса.

Системы ведения бизнеса через Интернет второго поколения характеризуются тем, что Web-сервер компании интегрируется во внутреннюю бизнес-систему компании. Это позволяет автоматизировать не только предоставление клиенту информации, но и ответы на запросы и оформление заказов. Клиент получает доступ к внутренним информационным ресурсам компании-поставщика, что облегчает ему процесс формирования заказа и существенно экономит время (как заказчика, так и поставщика). Именно такие системы сейчас принято обозначать термином "электронная коммерция". Типичные представители систем электронного бизнеса второго поколения - Интернет-магазины. Во многих из них можно получить достоверную информацию об имеющихся на складе товарах, заказать необходимые продукты, а также отследить процесс выполнения заказов. Еще один пример таких систем - сайты компаний, занимающихся экспресс-доставкой, таких, как UPS, DHL, FedEx и TNT. На сайте этих компаний можно оформить заказ на отправление груза с указанием всех подробностей (от места назначения до желаемого времени прибытия курьера), а также отследить отправленный груз в любой точке его маршрута. Кроме того, системы второго поколения могут обладать и набором интеллектуальных функций, например, "запоминать" предпочтения клиента. Однако, хотя эти системы представляют собой значительный прогресс по сравнению с просто с наличием у компании Web-сайта, они также имеют свои недостатки. Самая главная проблема, с которой сталкиваются пользователи систем электронного бизнеса второго поколения - это необходимость участия человека в сборе и обработке больших объемов информации. Сотрудники компаний-заказчиков вынуждены тратить свое время для того, чтобы найти необходимую информацию в Интернете и сделать заказ, просмотрев при этом некоторое количество сайтов. Выходом из этой ситуации служит интеграция бизнес-систем поставщиков и внутренней информационной системы заказчика. Эта концепция легла в основу создания систем электронного бизнеса третьего поколения.

В первую очередь эти системы будут отличаться тем, что необходимая клиенту информация не просто выкладывается в Интернете, а доставляется клиенту непосредственно на компьютер, что не требует постоянного соединения. При этом в идеале доставка информации должна обеспечиваться в то место и время, которые необходимы клиенту (на мобильный телефон, ноутбук и т.п.). Естественно, что для реализации таких систем потребуется развитие мобильных технологий, в частности, систем мобильной связи третьего поколения. Для получения информации будет использоваться уже не Web-браузер, а специальные приложения, интегрирующие информацию от множества поставщиков в бизнес-систему клиента. При этом решения должны взаимодействовать с клиентскими службами любого уровня - от систем масштаба предприятия до персональных приложений. В системах электронного бизнеса третьего поколения приложения каждой из сторон работают с большим количеством источников информации - Web-сайты, сервера компаний, компьютеры в пределах собственной организации. Таким образом, клиент получает возможность через один интерфейс в реальном времени получать информацию об имеющихся услугах и товарах от нескольких поставщиков. Управление предоставлением информации осуществляется на основе событий.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Если в системах электронного бизнеса первых двух поколений весь процесс управляется поставщиком, а клиент лишь собирает и анализирует информацию, то в системах третьего поколения во главу угла ставится клиент. Это означает, что большую часть функций по сбору и сортировке данных приложения осуществляют автоматически, а сотруднику компании остается только принять решение о заказе конкретных продуктов. При этом поставщики начинают конкурировать друг с другом на уровне предоставления информации и сервиса, а не только на ценовом уровне. Ни один из поставщиков уже не является приоритетным. Кроме того, в этих системах существуют индивидуальные настройки, позволяющие каждому пользователю получать только ту информацию, которая ему нужна. За счет всех этих факторов возможно повысить оперативность принятия решений и сэкономить время на сбор необходимой информации.

Полноценные системы электронного бизнеса 3-го поколения (в том виде, как они описаны выше) - это дело будущего. На данный момент в мире существуют разработки, которые выполняют лишь часть функций систем 3-го поколения. В частности, некоторые поставщики компьютерной техники имеют системы, которые интегрируют данные об имеющихся товарах в информационную систему заказчика. Однако основной принцип систем 3-го поколения - "много поставщиков - много заказчиков" полностью пока нигде не реализован. И дело здесь не в размерах инвестиций в разработку, а скорее в том, что необходима договоренность о едином стандарте предоставления данных между большим количеством вендоров. Вполне возможно, что в ближайшие год-два в некоторых отраслях (в частности, компьютерной) такая договоренность будет достигнута, и тогда мы сможем за несколько минут получать доступ к такому количеству информации, на сбор которой сейчас уходят дни и недели.