Разделы

Цифровизация Внедрения

Электронные счета-фактуры в России: учимся у Европы

В России уже давно идут разговоры о внедрении электронных счетов-фактур. Планы Минфина на 2009-2011 год предусматривают создание системы электронного документооборота счетов-фактур. Однако для эффективного функционирования и широкого использования предлагаемой схемы необходима серьезная переработка нормативной базы, которая должна быть построена с учетом уже существующих международных правил и практик.

Для того чтобы обеспечить необходимый уровень защищенности документов, нужна не только методика использования цифровых подписей, но и способы организации хранения документов, резервирования данных и применение соответствующих форматов данных. Поэтому в отчете ETSI немало внимания было уделено вопросам защиты и обработки бухгалтерских и налоговых данных с целью обеспечения сохранения их целостности и аутентичности, способам достижения соответствующего уровня безопасности и защищенности, организации хранения в течение срока, установленного законодательством, а также тому, каким образом электронные подписи могут быть использованы для того, чтобы гарантировать "аутентичность происхождения и целостность содержания" электронных инвойсов (и, по возможности, других документов).

Основные аспекты обработки и хранения электронных счетов-фактур, с точки зрения специалистов в области управления документацией, можно сгруппировать в несколько достаточно самостоятельных блоков, таких как "Подписание и защита целостности и аутентичности счетов-фактур", "Организация хранения электронных счетов-фактур", "Подача отчетности и обмен данными с государственными органами".

Правила подписи

Отдельным требованием директивы 2006/112/EC оговаривается, что страны-члены Евросоюза не должны требовать подписания счетов-фактур.

Директива 2006/112/EC от 28 ноября 2006 года "О единой системе взимания налога на добавленную стоимость"

Ст.229 Страны-члены Евросоюза не должны требовать, чтобы счета-фактуры были подписаны.

Данное положение впервые было введено еще в первой директиве для того, чтобы убрать препятствия для автоматического создания и обработки счетов-фактур.

Счета-фактуры, оформленные в бумажном виде, в большинстве европейских стран, в соответствии с директивой, подписывать не требуется. При переходе к e-документам электронная подпись используется в этом случае не в качестве аналога собственноручной подписи руководителя организации, а как средство, позволяющее обеспечить, прежде всего, "аутентичность происхождения" документа (т.е. доказательство того, какой организацией был создан документ) и его целостность.

Это иногда приводит к тому (как это было, например, в Бельгии и Польше), что в погоне за информационной безопасностью требования к электронным документам оказываются чрезмерно жесткими по сравнению с тем, что считалось достаточным для бумажных документов. В итоге бумажный документ заменяется электронной версией, которая во многих случаях должна быть подтверждена квалифицированной подписью – самым надежным (но и самым дорогостоящим) вариантом электронной подписи.

Виды электронных подписей, признаваемых в Европе

Законодательство Евросоюза (Директива 1999/93/EC об основах применения электронных подписей в странах Евросоюза) признает три вида электронных подписей:

  • Простая электронная подпись – любые электронные данные, используемые с целью аутентификации;
  • Усиленная электронная подпись – соответствует нашей ЭЦП. Такая подпись должна быть однозначно связана с подписантом и должна его идентифицировать. Средство создания усиленной электронной подписи должно быть под полным контролем подписывающего лица. Усиленная цифровая подпись должна давать возможность детектировать любые изменения в подписанной информации.
  • Квалифицированная электронная подпись – усиленная электронная подпись, созданная на основе квалифицированного сертификата и с использованием защищенного устройства для создания ЭЦП. Такая подпись считается равноценной собственноручной подписи. В российских условиях в качестве аналога квалифицированной подписи можно рассматривать ЭЦП, соответствующую требования федерального закона об ЭЦП (или, возможно, ЭЦП на основе сертификата, выданного сертифицированным (аккредитованным) удостоверяющим центром).

Такие избыточно жесткие требования могут оказаться фактором, сдерживающим внедрение электронных счетов-фактур. Нет ничего удивительного в том, что на европейском рынке доминируют решения на базе EDI, которые, как правило, являются более гибкими с правовой точки зрения.

Если в качестве средства обеспечения аутентичности и целостности используется электронная подпись, то директива требует применять как минимум усиленную электронную подпись - т.е. ЭЦП (ст. 233 1(а)). Отдельные страны вправе настаивать на использовании усиленной электронной подписи на базе квалифицированного сертификата (ст. 233 2).

В законодательстве европейских стран требования к подписанию отдельных видов электронных документов различаются. Наименее строгим являются нормы Великобритании, которые не содержат указаний использовать усиленную цифровую подпись. В Германии для электронной передачи счетов-фактур необходимо применять усиленную электронную подпись с квалифицированным сертификатом. Владельцем ключа подписи может быть только физическое лицо. Во Франции для электронных инвойсов нужно использовать усиленную электронную подпись. Иметь квалифицированный сертификат необязательно. Также сертификаты не обязательно должны быть выданы физическому лицу - допускается выдача компаниям. При электронной декларации НДС сертификаты должны быть выданы "доверенным УЦ" т.е. признанным MINEFI (Министерством экономики и финансов). В Италии для подписания документов, относящихся к вопросам налогообложения, требуется использовать квалифицированную цифровую подпись – за исключением таможенных деклараций, где по историческим причинам требуется цифровая подпись, соответствующая п.5(2) директивы 1999/93/EC. Испанское законодательство требует использовать для подписания электронных счетов-фактур усиленную цифровую подпись на основе квалифицированного сертификата. Для электронных счетов-фактур испанская налоговая служба AEAT признает только отдельные типы сертификатов, выпускаемые рядом удостоверяющих центров.


При трансграничных деловых контактах "зоопарк" требований значительно усложняет жизнь электронным документам и их владельцам

Если в пределах одной страны это не вызывает каких-либо существенных неудобств, то при трансграничных деловых контактах "зоопарк" требований значительно усложняет жизнь электронным документам и их владельцам.

Правила проверки подлинности

Важным для документов бухгалтерской и налоговой отчетности является вопрос о проверяемости подписи на счетах-фактурах в течение срока хранения. Так, законодательство Великобритании не содержит каких-либо специальных требований на этот счет. В свою очередь, в Германии существует общее указание об обеспечении возможность проверки целостности и аутентичности всей сохраненной электронным образом информации, распространяющееся и на электронные инвойсы и счета-фактуры. При этом, однако, необязательно, чтобы сертификаты, использованные для создания электронных инвойсов, были действительны на момент налоговой проверки.

37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153