Разделы

Интернет Бизнес Цифровизация Бизнес-приложения Веб-сервисы

Рунет: «можно успеть вспрыгнуть на уходящий поезд»

- Какие, на Ваш взгляд, основные различия между интернет-рынком в развитых западных странах и в Восточной Европе?
- Единственное различие между западным и восточным интернет-рынком – это время. Из Америки, с разницей в два-три года, интернет пришел в Западную Европу. Еще через два года этот процесс достиг Восточной Европы и России. Люди, жизнь которых тесно связана с интернетом, говорят, что в нем очень важную роль играет время. Бизнесмены даже говорят об «интернет-времени». Все происходит быстрее, все ускоряется. Я могу процитировать исследование, согласно которому в будущем году в Европе количество пользователей интернета будет больше, чем в Америке. Очень легко будет вспрыгнуть на «уходящий поезд». Я уверен, что примерно в течение двух лет появится огромное количество жителей России, которые будут использовать интернет так же часто, как люди на Западе.

- Однако состояние экономики в России не внушает больших надежд, и скорее всего, в ближайшее время уровень платежеспособности населения не вырастет. А для того, чтобы люди подключались к интернету, нужны в первую очередь деньги.
- Конечно, я имею в виду определенный сегмент российского общества, а не все население. Да, существует огромное количество россиян, которые слишком бедны, чтобы пользоваться интернетом. А кроме того, существует вопрос ментальности — многие просто еще не готовы психологически для того, чтобы пользоваться интернетом. Но на самом деле сегмент российского общества, о котором мы говорили, становится все больше. Все больше появляется людей, которые могут позволить себе купить устройства для доступа в интернет. При том, что эти устройства становятся все более и более дешевыми. Ведь, вообще говоря, для доступа в интернет нужен только телефон. Скоро оборудование для работы в интернете перейдет в разряд обычных потребительских товаров.

- Последние полгода в нашей стране, в частности, и в Восточной Европе вообще, наблюдается взрывной скачок инвестиций. С чем это связано?
- Дело в том, что интернет – это глобальный феномен, и он требует инвестиций в любой стране мира. И сейчас пришло время для инвестиций в интернет-проекты в Центральной и Восточной Европе, в России. Причем инвестировать пора и в производство контента, и в телекоммуникационную инфраструктуру.

- Какие Вы видите риски для инвесторов, вкладывающих деньги в интернет-компании?
- Для стратегического инвестора риск совсем невелик. В большинстве случаев стратегический инвестор покупает больше 50% акций компании. Он ставит целью занять прочную позицию на рынке в этой стране, ему необходимо надолго обосноваться на рынке. О каком риске можно говорить, если это уже фактически его компания. Стратегический инвестор понимает, что Россия не исчезнет с карты, следовательно, надо просто работать, как и в любой другой стране. Для финансовых инвесторов риск, конечно, гораздо больше. Обычно они покупают маленькие доли в компании и не имеют возможности управлять ею. В этом случае риск заключается в выборе компании с грамотным менеджментом, устойчивым положением.

- А не боитесь ли Вы потерять свои деньги, инвестируя их в нашей стране?
- Да, это возможно. Но, видите ли, если Вы вкладываете деньги в германские или канадские компании, Вы точно так же рискуете — там точно так же может оказаться плохой менджмент, неудачные партнеры, и они точно так же могут украсть Ваши деньги. В России существенно больше риск столкнуться с плохим менеджментом, здесь гораздо выше вероятность потерять свои деньги. Да, на Западе гораздо более старая культура ведения бизнеса, что дает больше уверенности в успехе предприятия. Но принципиально проблемы везде одинаковы. Вся разница в степени риска, здесь проблемы, такие же, как на Западе, просто они гораздо сильнее проявляются.

- Как Вы оцениваете влияние политики правительства на развитие бизнеса в нашей стране?
- Это очень значимый фактор для естественных монополий, для промышленных гигантов, для больших телекоммуникационных компаний. Интернет — это другой мир. Если кто-то приходит в интернет-бизнес в России, например, покупает долю в проекте В2В, портале или еще в каком-нибудь проекте, то ему надо беспокоиться о менеджменте, о финансовом обеспечении, о IT-инфраструктуре, о честности партнеров. Но не нужно думать о политике правительства — интернет от нее очень слабо зависит. Однако надо различать политические и экономические риски. Кризис политический и кризис экономический — две разные вещи. Возможность очередного экономического кризиса — это большой риск для участников рынка. Но я не волнуюсь относительно возможности политического вмешательства в бизнес.

- Но Вы опасаетесь краха российской экономики?
- Надо просто заложить эту возможность в Ваш бизнес-план. Надо сделать большой запас в Вашем бюджете, гораздо больший, чем это делается в странах со стабильной экономикой.

- Что Вы думаете о будущем интернет-рекламы?
- Сейчас большая часть интернет-экономики и бизнеса в интернет зависят от рекламы. Я думаю, что реклама всегда будет важна для интернет-компаний, так как реклама — важная часть «старой экономики», а «новая экономика» принципиально не отличается от нее. Она просто использует другие технологии. Реклама никуда не исчезнет, она слишком важна для влияния на потребителей. И реклама так же останется в интернете, поскольку это всего лишь другой способ передачи информации. В настоящее время во многих видах бизнеса в интернете реклама — основной источник дохода. В будущем она не будет играть такой роли, самым важным источником доходов станут транзакции, проходящие через интернет.

- Как Вы оцениваете перспективы российских телекомуникационных компаний на американских фондовых рынках?
- Я думаю, что российский телекоммуникационный сектор имеет огромные возможности для роста. Потрясающие возможности. Те из них, которые разместят свои акции на американских фондовых биржах, полностью оправдают ожидания инвесторов. Их капитализация будет очень большой. И я думаю, что перспективы их развития очень привлекательны. Потому что существует огромная прослойка российского общества, миллионы людей (их количество сравнимо с населением небольшой страны), которые будут нуждаться — не сейчас, а через два, три, пять лет — в услугах этих компаний. Они создадут спрос на эти услуги, и этот спрос будет платежеспособным. И будет сделано много инвестиций в Россию для того, чтобы этот спрос удовлетворить.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность