Разделы

Бизнес Цифровизация

Раджат Натх, «Национальная Лотерея»: Как инновации и ИТ развивают рынок лотерей в России

Отечественный рынок лотерей сегодня находится в числе одних из самых технологичных в мире. Масштабная ИТ-инфраструктура обеспечивает не только распространение билетов и выплаты выигрышей — от ее бесперебойной работы зависит поступление целевых отчислений на развитие физкультуры и спорта в России. Чуть больше года назад на рынке государственных лотерей появился еще один федеральный игрок — бренд «Национальная Лотерея».  Как и положено в современном мире, новая компания делает ставку на технологичность в интересах клиентов. Директор по информационным технологиям бренда «Национальная Лотерея» Раджат Натх рассказал, какими будут лотереи будущего, сможет ли искусственный интеллект просчитать счастливую комбинацию и почему клиенты лотереи могут не переживать за свои личные данные.

CNews: «Национальная Лотерея» активно работает уже больше года. На какие кейсы вы смотрели и на что ориентировались, когда начинали свою работу и куда, собственно, планируете развиваться?

Раджат Натх: На лотерейном рынке у нас своя индивидуальная стратегия. Не буду раскрывать всех деталей, но в наших планах переход к более технологичному продукту для большей персонализации игр для клиентов. В России в этом плане мы будем первопроходцами. Если же обратиться к мировой практике, то увидим бурное развитие информационных технологий и создание новых категорий продуктов. Некоторые из них становятся глобальным явлением, другие так и остаются нишевым трендом. Например, один из трендов, уже формирующих уникальный вектор развития для многих высокотехнологичных отраслей — это применение дополненной реальности. При этом, естественно, очень важно совпадение новых цифровых решений с запросами клиентов, в нашем случае, с возможностью с их помощью сохранить интригу игры, дать пользователям яркие эмоции и впечатления.

CNews: Это реально?

Раджат Натх: Вполне. Вопрос только в том, где мы хотим жить — в парадигме классического, традиционного лотерейного бизнеса или уйти в сторону высокотехнологичного продукта. Здесь важно понимать запросы лотерейных игроков.

Раджат Натх, «Национальная Лотерея»: На лотерейном рынке у нас своя индивидуальная стратегия

CNews: А вы знаете, чего хочет потребитель?

Раджат Натх: Участник лотерей — это такой же человек, как и те, кто не играет в лотереи. Всем хочется получить удобный и бесшовный пользовательский опыт, когда все интуитивно понятно и не нужно тратить много времени, чтобы разобраться в функционале. И в этом смысле, игра онлайн имеет бесспорные преимущества, которые связаны с доступностью 24/7, удобством и возможностью во всем разобраться самостоятельно.

CNews: Как вы думаете, пропадут ли со временем бумажные лотерейные билеты?

Раджат Натх: Участники лотереи в России консервативны. Люди, воспитанные на творчестве Леонида Гайдая, чаще покупают типографские билеты. Помните фразу: «Кто возьмет билетов пачку, тот получит…» из фильма «Бриллиантовая рука»? В то время активно распространялись типографские лотерейные билеты. Таким игрокам привычнее держать в руках печатный вариант билета, а не электронный. При этом, безусловно, со временем доля продаж типографских билетов будет сокращаться с учетом изменения привычек участников и ухода в онлайн. Показателен пример банковского рынка — можно вспомнить как там произошёл переход от бумажных денег к безналичным расчетам по картам. 15 лет назад мы все ходили с наличными в кошельке, а сейчас денежные средства либо в электронном кошельке, либо на банковской карте. Банковский рынок поменялся в сторону онлайн-операций. Такая трансформация неизбежно произойдет и на лотерейном рынке.

CNews: Сегодня всех будоражит история, связанная с развитием искусственного интеллекта. Возможно ли его использование в лотерейном бизнесе?

Раджат Натх: Интригующий вопрос… Отвечу на него так: да, возможно, но все зависит от парадигмы использования искусственного интеллекта. Вот некоторые примеры. ИИ может применяться нейросетью, например, для дизайна билета или открыток. Другой вариант — создание бота для генерации случайных чисел, создание более комфортного пользовательского интерфейса. Нейросеть может выступить в качестве редактора текста. Например, Chat GPT способен создавать базовые сценарий для рекламного контента.

В целом, искусственный интеллект можно использовать для решения широкого спектра задач в лотерейном бизнесе, главное, понимать область его применения.

CNews: А может ли ИИ просчитать выигрышные комбинации в лотерее?

Раджат Натх: В интернете есть множество обзоров, в которых эксперты с помощью математических расчетов пытаются предугадать выигрыш. Распространители псевдонаучных теорий утверждают, что машину можно обучить заранее вычислять результат лотереи. Но подсказать нужные числа или хотя бы повысить вероятность выигрыша искусственный интеллект никак не сможет, ведь числа в лотерее всегда выпадают случайным образом.

CNews: Расскажите, какой подход вы использовали при создании технологической платформы бренда?

Раджат Натх: Мы создали лотерейную платформу с нуля. Проанализировали рынок, аудиторию и, что самое главное, просчитали возможную нагрузку на платформу в горизонте 5 лет. За последний год мы зафиксировали рост транзакций в 30 раз, при этом платформа продолжает эффективно работать. Так что я с уверенностью могу сказать, что первоначальный выбор архитектуры и вариантов дальнейшего масштабирования был сделан правильно.

Мы полностью обеспечили стабильность и безопасность работы платформы даже при сверхвысоких нагрузках. Все решения реализованы на отечественном программном обеспечении и инфраструктуре, что позволяет нам не зависеть от внешних факторов. Фактически мы создали собственный уникальный продукт, который не имеет аналогов на российском рынке.

CNews: А что касается защищенности клиентов «Национальной Лотерея»? Может ли компания похвастаться передовыми технологиями в этой области?

Раджат Натх: Однозначно. Сейчас все наши цифровые решения полностью защищены. Конечно, как и все, мы подвергаемся хакерским атакам. Только с начала 2024 года было совершено несколько атак, которые были эффективно отражены. В любом случае, персональные данные клиентов «Национальной Лотереи» хранятся в зашифрованном виде и защищены согласно самым строгим стандартам банковского бизнеса.

CNews: Какой главный фокус перед компанией в технологическом развитии в 2024 г?

Раджат Натх: В современном цифровом мире эффективность работы платформы зависит от её способности кратно расширяться по мере привлечения большего числа пользователей. Это позволяет выдерживать пиковые нагрузки при обработке массивов данных без замедления сервисов или сбоев. Наша амбициозная задача на 2024 год — трехкратное масштабирование лотерейной платформы с фокусом на сохранение стабильности и производительности системы. Подобный рост позволит достичь показателей, сопоставимых с максимальной расчетной нагрузкой при работе мобильных приложений или веб-клиентов из топ-5 российских банков.

erid:LjN8JyiAJРекламодатель: ООО «Спортивные лотереи»ИНН/ОГРН: 5003133760/1195027010386Сайт: https://nloto.ru/