Спецпроекты

ИТ в госсекторе

Почему информатика в школе должна измениться? 5 причин

По статистике, только около 15% школьников в 2021 г. выбрали для сдачи ЕГЭ по информатике. При этом спрос на ИТ-специалистов на рынке труда из года в год только растет. Почему так мало людей сдают информатику, чтобы потом поступать в профильные вузы? Возможно, потому что школьная программа, которая выделяет на информатику только 1 урок в неделю, не дает воспринимать предмет всерьез? Эксперты в области ИТ-образования назвали 5 причин, по которым преподавание информатики в школе должно измениться коренным образом.

1. Нужны не только базовые навыки

Приходя в первый класс, практически все дети уже знают, как обращаться со смартфоном или планшетом. Поэтому длинное объяснение того, что они уже знают, убивает в них интерес к предмету. При этом информатика в школе по большей части все еще остается на пользовательском уровне, на уроках учат делать простые презентации, редактировать изображения, создавать документы, работать в таблицах. Поэтому информатика в школе воспринимается детьми как полностью пользовательский набор навыков: включить компьютер, выложить в соцсети фото, видео, посты.

Гораздо меньше внимания уделяют основам программирования или информационной безопасности, хотя именно эти навыки важно изучать углубленно. Задача учителя информатики в том, чтобы показать, что информатика — увлекательная и многогранная наука. Объяснить, что пользоваться компьютером — это одно, а создать для него программу и заставить работать на какие-то конкретные цели — совсем другое

2. На информатику в школе мало времени

Другой вопрос в том, что на самом деле государственные стандарты по изучению информатики включают все цифровые компетенции, которыми современному человеку хорошо бы владеть: от навыков составления простых программ и алгоритмизации до информационной этики и права и защиты персональных данных. И в школе этому должны учить. Но можно ли успеть освоить все, заложенное в стандартах в ситуации, когда предмет «Информатика» появляется в расписании лишь в 7 классе и выделяется на него лишь один час в неделю?

Государственные стандарты по изучению информатики включают все цифровые компетенции, которыми современному человеку хорошо бы владеть. Фото: ru.depositphotos.com

Автор одного из основных учебно-методических комплексов по информатике для средней и старшей школы в стране Людмила Босова считает, что, конечно, одного часа в неделю для того, чтобы научить ребенка информатике, совершенно недостаточно. Более того, она уверена: информатика в школах должна начинаться раньше, примерно с пятого класса.

«Два часа в неделю – это не то чтобы углубленный, а разумный курс, — считает Людмила Босова, — Потому что «два урока в неделю один год» — это лучше, чем «три года по одному уроку». Общеизвестный факт: через неделю после часового урока ученики помнят только 20% того, что изучили».

3. Школьная информатика не успевает за развитием информационных технологий

В этом году система образования сделала важный шаг навстречу школьной информатике, выпускники сдают ЕГЭ по этому предмету на компьютерах — впервые. А саму информатику до сих пор преподают по бумажным учебникам, в которые не всегда оперативно вносят изменения — притом, что мир информационных технологий меняется буквально каждый день. И, соответственно, учебники нужны электронные, быстро адаптирующиеся и к изменениям в мире ИТ. Решением могут стать электронные учебники, реагирующие на новшества в мире информационных технологий. Влад Степанов, руководитель службы разработки одного из таких пособий, «Яндекс.Учебника», утверждает, что его продукт можно не только оперативно обновлять, но и подстраивать под уровень восприятия школьников.

4. Ценность информатики в достаточной мере не осознают

Тезис о том, что программирование — это новая грамотность, был популярен в 80-х годах. Но и сегодня это достаточно актуально. Человек, умеющий писать программу, всегда может избавить себя или компанию от лишних трат: и финансовых, и временных.

Когда в России появятся полностью отечественные одноплатные компьютеры
техника

Впрочем, положение понемногу меняется, и программированию начинают учить на первых курсах лучших вузов страны. В Высшей школе экономики, по словам директора факультета компьютерных наук и Центра студенческих олимпиад ВШЭ Михаила Густокашина, программировать на Pithon обучают даже гуманитариев. И чем больше знаний ученик принесет с собой из школы, тем легче ему будет.

5. ЕГЭ по информатике — сложный, но «необязательный» экзамен

Из-за того, что за один час в неделю очень сложно подготовиться к ЕГЭ по информатике, экзамен по этому предмету многим кажется очень сложным. Выпускники, которые все-таки решаются на сдачу экзамена, много занимаются дополнительно: на платных курсах, с репетиторами, «до дыр» засматривая профильные ролики на YouTube. При этом, что удивительно, в некоторые вузы на специальности, связанные с ИТ, сегодня можно поступить и без баллов по этому предмету. Зачем тогда вообще информатика в школе?

«В целом спрос на разработчиков очень высокий и не удовлетворен. И государство говорит, что к 2024 году количество бюджетных мест по этим направлениям в вузах составит 120 тыс. человек (сейчас около 60 тыс., прим. ред.), — говорит директор Центра развития ИТ-образования МФТИ Алексей Малеев. — При этом я знаю достаточно много примеров, когда на ИТ-факультет даже экзаменов по информатике нет».

При этом сам экзамен поднял информатику в школах на новый уровень: требования, которые предъявляются к сдающим его школьникам, заставили школу выйти из замкнутого круга и начать обучать чему-то действительно серьезному и необходимому. «То, что я вижу в современном ЕГЭ, мне нравится больше, чем то, что было в школьной программе до появления ЕГЭ по информатике. Потому что тогда детей учили эффекты «выезда» в презентации делать 10 способами. Кажется, от этой проблемы с помощью ЕГЭ избавились», — отмечает Михаил Густокашин.

Настасья Бетева

Короткая ссылка