Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения ИТ в госсекторе Внедрения Законодательство

ИТ в здравоохранении: что несут грядущие перемены

Проблема повышения качества медицинского обслуживания российских граждан и роль ИТ в этом процессе с каждым годом становятся предметом все более оживленных дискуссий. События последнего времени, среди которых появление в июле 2008 года в Минздравсоцразвития РФ департамента информатизации, усиление внимания президента страны к внедрению ИКТ в здравоохранении и, наконец, создание межведомственной рабочей группы по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения и социальной защиты населения во главе с министром здравоохранения и социального развития РФ Татьяной Голиковой позволяют надеяться на то, что российская медицина в обозримом будущем перейдет на новый технологический уровень. Перспективы такого перехода обсуждались на круглом столе "ИКТ в здравоохранении России", организованной CNews Conferences.

Аналогичные данные представил вниманию участников круглого стола и Михаил Эльянов, президент Ассоциации развития медицинских информационных технологий (АРМИТ). В процессе обследования 72 ЛПУ Северо-Западного административного округа г.Москвы выяснилось, что среднее число компьютеров на одно медучреждение составляет 29 ПК. При этом степень компьютеризации (число компьютеров, деленное на число сотрудников) в России не превышает 0,5, а за рубежом приближается к 1,0. На 30,7% этих компьютеров установлены системы, автоматизирующие деятельность администрации (бухгалтерские, кадровые программы, статистика, регистры и т.д.), на 16,0% - системы для решения задач ОМС, на 3,5% - справочные системы и лишь на 9,6% - собственно медицинские системы. При этом 36,1% ПК используется как "пишущие машинки" или не используется вовсе. Анализ данных за последние несколько лет позволяет утверждать, что пополнение компьютерного парка ЛПУ не способствует росту информатизации в целом, а приводит лишь к увеличению числа "пишущих машинок".

Результаты исследования, проведенного АРМИТ, позволяют выделить направления, информатизация которых, по мнению работников здравоохранения, наиболее актуальна. Это регистратура (8,6 баллов из 10 возможных), комплексная информатизация ЛПУ (8,2 балла), взаиморасчеты при разных формах обслуживания (7,9 балла), управление потоками пациентов и электронная история болезни (7,7 балла). Среди факторов, сдерживающих компьютеризацию медицины, респондентами отмечены отсутствие государственной политики в сфере ИКТ, отсутствие у медучреждения денежных средств, отсутствие документов, регламентирующих статус электронных документов и ЭЦП, неопределенность экономической и др. выгоды от использования ИКТ, инертность персонала, нежелание менять привычную форму работы, недостаточность знаний и навыков по ИКТ у работников медучреждения. "На сегодняшний день существует два направления, в которых мы можем двигаться, - резюмировал Михаил Эльянов. - Первое – компьютеризация – это реальный механизм оценки эффективности, это переход к статистике, основанной исключительно на первичных данных, и ведению электронной истории болезни с целью сокращения числа врачебных ошибок. К сожалению, мы идем по другому пути, на котором компьютеры - это кассовые аппараты или просто пишущие машинки, автоматизация носит точечный характер, доминирует бумажный документооборот, а главной целью является информатизация процесса сбора статистики и ведения взаиморасчетов".

Несмотря на в целом довольно печальное состояние информатизации отечественных ЛПУ, среди них существуют учреждения, чей как позитивный, так и негативный опыт может оказаться полезным тем, кто всерьез намеревается заняться автоматизацией своей деятельности. Среди них Всероссийский центр экстренной и радиационной медицины МЧС России. "Лечебное учреждение, даже при наличии определенного финансового потенциала, не может своими силами создать адекватную информационную систему, которая способна объединить все то разнообразие информации, которую оно получает, и собрать воедино тот зоопарк оборудования, который существует", - считает Михаил Бахтин, к.м.н., помощник директора по медицинским информационным технологиям ВЦЭРМ им Никифорова МЧС России. После проведения достаточно глубокого исследования рынка МИС, в 2001 году Центром был выбран поставщик решения, и началось ее внедрение. На настоящий момент в нем организован учет пациентов, учет услуг, ведение электронных расписаний. С помощью форм, существующих в системе, в учреждении стандартизован процесс документооборота, к ней подключены кассовые аппараты, что позволяет видеть баланс каждого пациента онлайн. Организовано управление материальными ресурсами и аптекой, запущена лабораторная информационная система, к которой подключены лабораторные анализаторы. И, конечно, вся информация о пациенте хранится в электронной медицинской карте.

А есть ли выход?

Реально оценивая ИКТ-оснащенность российских медучреждений, представители коммерческого сектора, среди которых и крупные зарубежные вендоры, и российские разработчики, предлагают решения, способные уже сейчас сдвинуть ситуацию с мертвой точки, а также проекты, рассчитанные на коренное изменение ситуации в отечественном здравоохранении.

По мнению Николая Кречетова, главы филиала корпорации InterSystems в России, СНГ и странах Балтии, сегодняшняя ситуация в отрасли характеризуется, в первую очередь, низким качеством и эффективностью медицинского обслуживания, отсутствием оперативного доступа к медицинской информации, растущими затратами на здравоохранение, гетерогенностью среды. "Мы говорим о том, что необходимо построить единое медицинское информационное пространство, в котором электронная медицинская карта, которая ведется различными участниками гетерогенной среды, могла бы собираться как пазл из фрагментов, которые ведутся различными участниками этого информационного поля, и предоставляться пользователям – врачам и самому пациенту - для того, чтобы повысить качество оказываемой медицинской помощи", - считает Николай Кречетов. Существует несколько вариантов построения автоматизированной системы управления здравоохранением в России. Первый их них – единая основанная на web-технологиях система, развернутая в центре обработки данных. Несмотря на неоспоримые преимущества, ее реализация может существенно осложниться наличием жестких требований к инфраструктуре и гетерогенностью среды медицинских учреждений. Поэтому, по мнению Николая Кречетова, такая система может быть реализована лишь фрагментарно.

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

В сложившихся в Российской Федерации условиях наиболее перспективными являются варианты создания единой медицинской информационной системы по принципам "поискового указателя" или "медицинского репозитория". И в том, и в другом случае первичные данные пациентов хранятся в медицинских информационных системах, установленных в ЛПУ. В случае создания репозитория, в нем хранятся клинические данные, постоянно обновляемые из МИС лечебных учреждений. При использовании поискового указателя в центральном узле находится только регистр пациентов и ссылки на точки хранения клинической информации. И тот, и другой подход нашли широкое применение при построении единых информационных систем здравоохранения многих стран. Но, по мнению Николая Кречетова, "для России наиболее приемлемым является подход с построением репозитория медицинских данных, потому что он позволит не только представить единую электронную медицинскую карту врачу, но и реализовать сервисы, связанные с анализом данных, и сервисы для населения".

Уже сейчас, несмотря на имеющиеся сложности, существуют решения, с помощью которых руководители системы здравоохранения могут решать задачи мониторинга, анализа и прогнозирования важнейших направлений, таких как обеспечение населения лекарственными препаратами, оказание высокотехнологичной медицинской помощи, учет и подготовка медицинских кадров и т.д. "Для решения таких задач необходима комплексная платформа, которая позволяет интегрировать существующие на сегодняшний день информационные ресурсы, формировать на основе общего информационного фонда аналитические модули, модули моделирования и прогнозирования", - считает Алексей Юдин, руководитель направления систем социально-экономического развития компании "Прогноз". И, естественно, такие решения должны быть построены на основании современных web-технологий.