Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения ИТ в госсекторе Внедрения Законодательство

ИТ в здравоохранении: что несут грядущие перемены

Проблема повышения качества медицинского обслуживания российских граждан и роль ИТ в этом процессе с каждым годом становятся предметом все более оживленных дискуссий. События последнего времени, среди которых появление в июле 2008 года в Минздравсоцразвития РФ департамента информатизации, усиление внимания президента страны к внедрению ИКТ в здравоохранении и, наконец, создание межведомственной рабочей группы по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в сфере здравоохранения и социальной защиты населения во главе с министром здравоохранения и социального развития РФ Татьяной Голиковой позволяют надеяться на то, что российская медицина в обозримом будущем перейдет на новый технологический уровень. Перспективы такого перехода обсуждались на круглом столе "ИКТ в здравоохранении России", организованной CNews Conferences.

Виталий Кондратенков: МИС станут системами-подсказчиками, системами-экспертами

На вопросы CNews ответил Виталий Кондратенков, директор по развитию бизнеса компании InterSystems.

CNews: Как развивается российский рынок ИКТ в здравоохранении в настоящее время?

Виталий Кондратенков: В российском здравоохранении в последние три года ИКТ активно развиваются. Появляются новые разработчики, новые игроки, делаются довольно уверенные попытки создать региональные МИС. Рынок же ИКТ  стагнирует, можно даже говорить о падении. У многих ведущих поставщиков ИТ в секторе здравоохранения в этом году заказов еще не было. Но это связано с общей ситуацией в стране и в мире.

CNews: Чего ждет от информатизации персонал медицинских учреждений, а чего – руководители отрасли?

Виталий Кондратенков: Скажем так, "линейный" персонал – врачи, медсестры, лаборанты и т.д. – ждут, прежде всего, помощи в своей повседневной работе. Это и серьезное сокращение ручного труда, медицинской "писанины" и т.п. Предполагается, что МИС станут системами-подсказчиками, системами-экспертами, что информация о том, как проходит процесс лечения пациента, будет комплексной. При ручном ведении медицинских документов это чрезвычайно затруднительно, отсюда – проблемы у конкретного врача и, в целом, в ЛПУ: повторные диагностические процедуры, ошибки в выбре назначений и т.д.

Виталий Кондратенков, InterSystems

Руководителям же необходим инструмент, который поможет решать управленческие задачи: учет – достоверный, актуальный, непротиворечивый, – анализ, планирование, контроль и т.д. Все это отражено в планах, которые обсуждаются как информационным сообществом, работающим в здравоохранении, так и Минздравсоцразвития.

CNews: Какие решения государства необходимы рынку МИС в первую очередь?

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

Виталий Кондратенков: На мой взгляд, может быть, сугубо субъективный, государству необходимо четко сформулировать цель в здравоохранении, а под эту цель подстроится и медицинская информационная система. До сих пор провозглашается двойственная цель. С одной стороны, это здоровье нации, здоровье конкретного человека, а с другой – в качестве цели выдвигается целый набор экономических факторов. Так не бывает. Что-то должно быть ограничением, а что-то целевой функцией.

CNews: Что тормозит информатизацию отрасли?

Виталий Кондратенков: Повторюсь: самое главное – формулировка цели и соответствующих подцелей как по функциональным направлениям, так и по горизонталям. Еще два момента существенно тормозят информатизацию отрасли: во-первых, отсутствие подготовки медицинских кадров в области информатизации. Люди – практикующие врачи, особенно "корпус" главных врачей – должны понимать, что им даст ИС. Тогда будет нормальный прагматичный подход к этим системам. И второе – это, конечно, финансирование. Необходимы простые прозрачные схемы финансирования и общая модель, любая, главное – она должна быть принята, чтобы не было сегодняшнего разнобоя. Я даже не говорю об объемах финансирования, они очень малы, но это опять же связано с общей ситуацией в стране.

CNews: Как стимулировать персонал клиник использовать в своей работе ИТ?

Виталий Кондратенков: Готовить этот персонал, предлагать понятные ему "системы-помощники". Ну и, безусловно, если главный врач понимает, зачем ему нужны информационные технологии, то это будет очень серьезным стимулом и для персонала клиник.

CNews: Как кризис влияет на информатизацию в отрасли?

Виталий Кондратенков: Ответ очевиден: негативно. В какой-то мере меньше окажутся в провале те компании, которые смогут предложить решения, не только эффективные и простые, но еще и экономичные при поддержке практических действий лечебного персонала, управленцев – главврачей, руководителей подразделений. Эти решения должны быть экономичными как с точки зрения первоначальных вложений, так и с точки зрения последующей стоимости владения.