Разделы

Безопасность

Московских пиратов не научили чтить закон?

Количество точек торговли контрафактыми дисками на территории Москвы не уменьшается. Причем пираты зачастую действуют открыто, считают эксперты Гильдии по развитию аудио-видео торговли.
Гильдия по развитию аудио-видео торговли (ГРАВТ) провела в январе 2007 г. исследование мультимедийного рынка Москвы. Визуально исследовались торговые объекты, продающие аудио, видео и программную продукцию.

В результате эксперты ГРАВТ сделали вывод, что количество точек, торгующих контрафактом в столице, не уменьшилось по сравнению с 2006 г. По их мнению, пиратская торговля в большинстве случаев осуществляется открыто, в том числе и на арендных площадях, принадлежащих государственным и муниципальным предприятиям. В то же время точек продаж лицензионных дисков крайне недостаточно.

Точки торговли контрафактом в Москве

Расположение Режим работы Количество объектов Легальность
киоски в подуличных переходах станций метро ежедневно 300 точек (оценочно) имеется официальное разрешение на торговлю
павильоны рядом с входами в метро и у железнодорожных платформ ежедневно 450 точек (оценочно) имеется официальное разрешение на торговлю
уличные лотки по пятницам с 13.00 и в субботу-воскресенье целый день 650 точек (оценочно) несанкционированная торговля
стационарные торговые объекты: вещевые рынки, специализированные торговые центры, комплексные торговые центры, торговые ряды ежедневно 3000 точек (оценочно) имеется официальное разрешение на торговлю

Источник: ГРАВТ

В ассоциации по охране интеллектуальной собственности «Русский щит» не согласны с цифрами, приведенными в данной таблице. По оценке экспертов «Русского щита», количество точек торговли мультимедиа и ПО в Москве составляет больше 5 тыс. Причем не существует чисто пиратских точек. Например, по софту 832 точки торгуют контрафактным и чистым софтом вперемежку, а 150-200 — только лицензионным ПО (данные за декабрь 2006 г.). Доля продаваемого контрафакта составляет от 90% (обычно продуктов, не защищаемых правообладателями) до 10-20%. В понятие «защищаемый» в «Русском щите» вкладывают значение «защищаемый проведением постоянных рейдов и силовых акций благодаря членству в ассоциации «Русский Щит».

Согласно исследованию ГРАВТ, основными форматами продаж контрафактных копий являются киносборники на DVD, новинки кинопроката, музыкальные сборники на MP3 и новые компьютерные программы. В «Русском щите» считают, что новинки не занимают большую долю в пиратских продажах. «Ассортимент средней точки — 1,5 тыс. позиций, из которых максимально 200 — новинки», — сообщил CNews президент ассоциации Юрий Злобин.

По версии ГРАВТ, средняя цена пиратских DVD с кинофильмами составляет 100 руб. Новинки предлагаются по цене 70-150 руб., сборники — 100-120 руб., распродажа дисков с фильмами прошлых лет производится по 20 руб. за штуку. Кассеты VHS имеются в продаже только в 3% обследованных торговых точек. Средняя цена музыкальных дисков MP3 и CD составляет 100 руб. Большинство контрафактных записей отечественных и зарубежных исполнителей и стилей предлагаются в формате MP3 и составляют не менее 50% от общего объема выставленных на витринах музыкальных дисков. Контрафактные аудиокассеты присутствуют только на 5% торговых точек, так как данный формат практически не пользуется спросом.

По данным «Русского щита», сейчас пираты продают CD и DVD практически по одинаковым ценам, средняя цена диска составляет 70-90 руб., что гораздо меньше, чем еще год назад, так как продавцам контрафакта на физических носителях пришлось снизить цены для конкуренции с домовыми сетями.

Не просто техподдержка: как вендор ВКС развивает сервис
Телеком

Как посчитали в ГРАВТ, средняя цена на контрафактное ПО составляет 100 руб. за диск. Общий разброс цен колеблется от 50 до 150 руб. По оценке «Русского щита», этот показатель колеблется от 30 руб. до $300 (бизнес-ПО), причем последняя цифра относится скорее к индивидуальным заказам пиратских копий, чем к розничной продаже.

Производители и продавцы контрафактной мультимедийной продукции используют разнообразные приемы, чтобы покупатель не смог отличить по внешнему виду пиратский диск от лицензионного, говорят в ГРАВТ. Например, на обложку наклеивается марка «Кодификационный знак г. Москвы», которая была отменена уже несколько лет назад, и/или голографическая марка «Сертификат» без указания правообладателя. Обложка контрафактного диска может полностью повторять полиграфический рисунок лицензионного издания, но в качестве дистрибьютора указывается название некой фирмы с надписью «права на распространение по всему миру».

В «Русском щите» не согласны с тем, что пираты подделывают внешний вид дисков. «Диски продаются либо лицензионные, либо откровенно пиратские. Пиратам «не с руки» обманывать покупателя, так как между пиратскими точками существует огромная конкуренция», — говорит Юрий Злобин. Отметим, что, по некоторым данным, изменение внешнего вида диска могут практиковать производители, незаконно выпускающие дополнительные тиражи, и уходящие таким образом от выплат правообладателям.

Зачастую на витрине торгового объекта выставляется настоящий лицензионный диск, а покупателю при покупке выдается контрафактная копия, утверждают эксперты ГРАВТ. У «Русского щита» по этому поводу опять иное мнение: там считают, что все диски одного содержания на точке либо пиратские, либо лицензионные, так как при должной проверке подобная уловка не спасет пирата.

Как ИИ помог «Авито» стать крупнейшим и безопасным классифайдом в мире
искусственный интеллект

В том, что контрафактные копии новинок по-прежнему появляются задолго до выпуска лицензионной продукции, сошлись эксперты и ГРАВТ, и «Русского щита». Например, кинофильм «Консервы» вышел на отдельном диске и в сборнике за 2 недели до официального выхода — 25 января; Windows Vista появилась у пиратов за 2,5 месяца до начала лицензионных продаж — 30 января.

В ГРАВТ считают, что контрафактный мультимедийный рынок имеет подавляющее превосходство над лицензионной торговлей. Поэтому представители Гильдии предлагают сформировать при Правительстве Москвы городской штаб по борьбе с распространением контрафактной продукции, создать при Московской городской Думе Экспертный совет по защите интеллектуальной собственности, а также разработать городскую комплексную программу «Столица России без контрафакта». Однако, как заявляет Юрий Злобин, все указанные меры будут неэффективны. Единственное, что нужно для борьбы с пиратами, — большая активность правообладателей.