Разделы

ПО Цифровизация Бизнес-приложения Системное ПО

ПО для ресторанов: прибыль принесут регионы

В настоящий момент рынок ПО для ресторанного бизнеса прочно оккупировали российские разработчики. Основной спор идет между решениями на базе "1С" и "оригинальными" продуктами. Однако осознанное отношение рестораторов к установке таких систем только формируется, объем черного рынка достаточно велик, степень автоматизации предприятий в регионах низкая, а ведущие мировые бренды не оставляют попыток реванша. Перспективы здесь выглядят интригующе.

Рассказывая о системах автоматизации, эксперты подчеркивают их дополнительное преимущество в условиях российского ресторанного бизнеса: "Владение технологиями в сложной отрасли составляет серьезное конкурентное преимущество, а в России технологии часто являются результатом опыта успешных предприятий. Эффективные программные решения этот опыт аккумулируют, поскольку разработка системы предполагает глубокий анализ всех этапов производственного процесса, а также апробацию и отладку на конкретных предприятиях", - говорит Владимир Сирый. Например, компания РСТъ является частью многопрофильного холдинга, в структуре которого есть и рестораны, и одна из задач компании - их обслуживание. Взаимодействие происходит в режиме on-line, а в основу решений закладываются реальные практические потребности предприятий холдинга. Компания UCS (производитель R-Keeper) имеет партнеров – предприятия, на которых новые решения отлаживаются и окончательно "затачиваются" под конкретные нужды. Постоянных партнеров – рестораторов имеют и другие разработчики. "Программное решение – это уже готовая бизнес-схема, - подтверждает Олег Саяпин, доцент кафедры экономики и управления в сфере услуг Российского Государственного Торгово-экономического Университета. - Для нового игрока установка хорошей системы позволяет в определенной степени минимизировать риски".

Хорошие и разные

Конкуренция среди ведущих разработчиков и та высокая планка, которая изначально задана уже сформированным рынком западных решений (на них, конечно же, "смотрят" российские компании), способствовала формированию высоких базовых стандартов отрасли.

Олег Саяпин в целом высоко оценивает продукты компаний, закрепившихся на рынке. "Отличительная черта лидеров – постоянная работа над совершенствованием своих продуктов. Конечно, при глубоком анализе в каждой из программ можно найти какие-то недостатки. Но я даже не вижу смысла о них говорить, поскольку разработчики сами их находят и устраняют в последующих версиях".

Если говорить о наиболее популярных продуктах, то, наряду с достаточно высоким уровнем предлагаемых решений, в целом каждое из них обладает своими особенностями. "Все программы разные, - объясняет Виктория Курдина, ведущий эксперт компании "АСТОР", но отличия не в основных функциях, а в особенностях. Вопрос в том, насколько решения соответствуют специфике конкретного предприятия". "Сейчас базовая функциональность есть во всех популярных продуктах, она хорошо отработана, - подтверждает Григорий Гуревич, генеральный директор компании UCS. - Здесь нет ничего сложного, все давно придумано и отточено. А вот дальше идут уже тонкие моменты".

"" против всех

На данный момент основной спор в группе лидеров идет между решениями, основанными на платформе "1С", и "оригинальными" системами. И, хотя огромное значение "1С" для информатизации российского бизнеса, признают все участники рынка, в компаниях UCS, "РСТъ:Рестораторъ", и "ТillyPad" (которые суммарно занимают 40 % рынка) считают, что в случае конкретных отраслевых задач платформа "1С" все же имеет некоторые ограничения. С этим утверждением не согласны в компаниях "Рарус", " АСТОР" и "Трактиръ" суммарная доля рынка - 35 %), считая, что последняя, 8-ая версия "1С" позволяет создавать системы, ничем не уступающие и даже превосходящие возможности других программ. Объективно следует признать ведущую роль компаний первой группы в разработках систем для фронт-офиса и некоторое преобладание на рынке бэк-офисов на базе платформы "1С". В то же время, все разработчики вполне успешно идут по пути сотрудничества: компании второй группы предлагают заказчикам в том числе фронт-офисы, купленные у тех же UCS, "РСТъ:Рестораторъ", и "ТillyPad", а компании первой группы заботятся о возможности интеграции своих систем с бухгалтерией "1С".

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость


Разработчики предлагают версии своих продуктов для разных сегментов ресторанного бизнеса – фаст-фудов, небольших кафе, кофеен, концептуальных ресторанов

Проблема скорее заключается в многочисленных "коробочных версиях" "1С", которые поставляют небольшие компании, самостоятельно настраивая их под заказчика. Открытый код "1С", который, с одной стороны, по мнению Игоря Сырцова, руководителя отделения компании "1С: Бухучет и Торговля" (БИТ), позволяет произвести более тонкую настройку каждого решения под любые нужды клиента, имеет и обратную сторону. Коробочные решения, естественно, очень дешевые, но их качество, считает Виктория Курдина, портит имидж крупных разработчиков, работающих на этой платформе.

В целом же если по "оригинальным" продуктам и решениям на базе "" "выигрывают" продукты UCS, "РестораторЪ"; "ТillyPad", то с учетом более мелких игроков, преимущество может оказаться на стороне решений на базе "1С. "Распространение продуктов на базе "1С" связано с огромным числом специалистов по программированию, внедрению и сопровождению на платформе "1С", - считает Илья Больных, менеджер по продажам департамента автоматизации ресторанов компании "Сервис Плюс". - Кроме того, многие бухгалтеры-калькуляторы умеют работать только с этой программой".

Впрочем, разработчики систем автоматизации сами заинтересованы в обучении сотрудников. Например, в РСТъ создан специальный учебно-консультационный центр, в котором обучают не только пользоваться программными продуктами компании, но и отлаживать эффективную систему управления предприятиями общественно питания. Что касается R-Keeper, то продукт настолько популярен, что, например, в Москве владение этим ПО часто является необходимым условием при приеме сотрудников на работу.