Спецпроекты

В Госдуму внесен законопроект, способный запретить рекламу в интернете

Телеком Интернет Бизнес Интернет-реклама Законодательство
В Госдуму внесен законопроект о борьбе с несанкционированной почтовой корреспонденцией - бумажным рекламным спамом. По мнению юристов, принятие закона может поставить под запрет интернет-рекламу.

Новые поправки к Закону «О рекламе» могут поставить под запрет рекламную деятельность в интернете.

Изменения в действующий закон предложил сделать депутат от партии «Справедливая Россия» Олег Михеев. Законопроект (текст в PDF) был внесен им в Госдуму 28 января 2014 г.

Суть первой из четырех предложенных поправок к статье 18 Закона «О рекламе» состоит в том, что при перед распространением рекламы по сетям связи распространитель должен в обязательном порядке получить согласие абонента.

Доказательство полученного от абонента согласия становится обязанностью распространителя рекламы.

Принципиальными отличиям предложенного текста закона от ныне действущего стало исключение из закона перечня видов связи (телефонная, факсимильная, подвижная радиотелефонная) и замена слов «сети электросвязи» на «сети связи».

По закону «О связи» под формальное определение «сетей связи» подпадает и интернет. Сам инициатор закона в пояснительной записке цитирует п. 24 ст. 2 Закона «О связи», где под сетью связи понимается технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи.

Таким образом, если поправки Олега Михеева в закон «О рекламе» будут приняты, то, перед публикацией рекламы в интернете сайтам придется заручаться согласием пользователей.

Вторая поправка к Закону запрещает 100% автоматизированный (без участия человека) телефонный спам; третья разрешает справочном обслуживании по телефону включать рекламные объявления только после получения справки; наконец, четвертая поправка запрещает оператору телефонной связи учитывать на повременных тарифах время, потраченное на прослушивание рекламы.


Депутат Олег Михеев (справа) и зампред Госдумы Николай Левичев

Антон Серго, глава юридической фирмы «Интернет и право», изучив по просьбе CNews законопроект, заявил, что из закона действительно можно сделать вывод о запрете распространения онлайн-рекламы без согласия ее получателя (хотя, оговаривается юрист, из контекста видно, что авторы этого не желали). Ситуация с одобрением получателя выглядит еще более комичной, учитывая, что в понятие «сети связи» в России входят как электросвязь, так и почтовая связь, - замечает Серго.

Рынок рекламы в интернете в России в первых трех кварталах 2013 г. составил 48,8 млрд руб., в 2012 г. 56,3 млрд руб.

CNews обсудил с депутатом Олегом Михеевым опасности, происходящие от его поправок для рекламного бизнеса в Рунете. Он настаивает, что сфера действия закона будет ограничена только бумажной несанкционированной корреспонденцией. Для регулирования спама по SMS и в интернете сейчас готовятся другие законы, говорит он.

В пояснительной записке к закону Олег Михеев пишет, что законопроект направлен на борьбу с бумажным спамом. На своем персональном сайте депутат описывает все опасности, исходящие от бумажных объявлений в подъездах жилых домов.

Так, по мнению Олега Михеева, степень наполнения бумажными объявлениями почтовых ящиков становится сигналом для воров-домушников об отсутствии хозяев.

Кроме того, от бумажного спама страдают жильцы, по ошибке выбрасывая вместе с ним полезную корреспонденцию и счета на ЖКХ; почта, которая не может справиться с трудностями доставки из-за забитых листовками почтовых ящиков; печатные СМИ, которые недополучают дохода от рекламы. Кроме того, разбросанные по подъезду бумаги создают повышенную пожароопасность, отмечает депутат.



Профиль месяца

Мы помогаем выращивать российское ПО

Андрей Филатов

глава SAP CIS

Взгляд месяца

На хайпе часто можно построить только фейк

Сергей Мацоцкий

основатель и член совета директоров IBS