Разделы

Бизнес Интернет Веб-сервисы

Степашин проверит затраты ведомств на ИТ

Счетная палата РФ приступает к новому виду аудита – проверке эффективности использования государственных средств на создание информационных ресурсов для государственных органов и правительства. Об этом сообщил глава Счетной палаты Сергей Степашин, выступая на семинаре по аудиту эффективности, организованном постоянным комитетом ИНТОСАИ по аудиту информационных технологий.
"Столь большая роль информационных технологий в развитии общества обязывает государственные органы выделять значительные бюджетные средства на информатизацию и, в частности, на создание программы "Электронное правительство", порождая, таким образом, новый объект контроля для высших органов государственного финансового контроля", - сказал г-н Степашин.

Как сообщает пресс-центр ФЦП "Электронная Россия", Глава Счетной палаты отметил, что информатизация госорганов - достаточно дорогой и емкий проект. По его словам, "проекты в области информационных технологий, как правило, весьма рискованны". По разным оценкам, процент неудач по ним находятся в пределах 40-70%. "Для проекта государственного масштаба риск неудачи может быть еще больше", - подчеркнул г-н Степашин. Он также отметил, что Счетной палате необходимо определить уровень заинтересованности руководства государства, а также наличие и достаточность прозрачности в реформировании регламента деятельности правительства.

"Как оценить, насколько эффективно такой консервативный механизм, как госаппарат, совмещается с самыми динамично развивающимися технологиями и насколько это соответствует интересам общества и граждан? Получить ответ на этот вопрос очень важно и хочется надеяться, что наш семинар будет этому способствовать", - подчеркнул г-н Степашин.

Однако Сергей Степашин не сообщил, как именно он собирается контролировать госрасходы на ИТ. Проблема в том, что пока попросту не существует достоверного механизма финансового контроля над расходами государственных структур и организаций на информационные технологии. Такой строки нет в бюджетном классификаторе федеральных ведомств. Более того, структура финансирования построена так, что госрасходы на ИТ идут и по совершенно разным статьям госбюджета, и по разным источникам формирования, и по разным направлениям расходования. Причем вклад Федеральных целевых программ в этот обобщенный финансовый поток не превышает 15%. Остальное - капитальные и текущие затраты на госаппарат и аппарат управления, НИОКР, и др. статьи расходов. Источники финансирования так же могут быть самыми разными. Именно поэтому государственные ИТ-расходы невозможно адекватно подсчитать и, соответственно, привлечь к ответственности за перерасходование средств.

Что бы декларативное утверждение Счетной палаты о начале контроля госрасходов на ИТ стало реальностью, Государственной Думе РФ потребуется принять ряд изменений в действующее законодательство. Но и этого не будет достаточно – без соответствующих внутриведомственных нормативных актов механизм не заработает. Получается, что даже при благоприятном стечении обстоятельств, Счетная палата сможет полноценно начать контролировать госрасходы на ИТ только с 2006 года. Проектный вариант бюджета на 2005 г. уже готовится «по-старому» и, даже, если законопроекты будут подготовлены и вступят в силу до конца текущего, 2004 г., они, вероятнее всего, будет содержать множество отсылочных статей и противоречий, как уже неоднократно было (примеры – законы об ЭЦП и «О связи»).

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

В свою очередь, аудитор Счетной палаты Александр Пискунов заявил в беседе с журналистами, что "создание системы контроля над эффективностью информационных технологий госорганов потребует значительных затрат интеллектуальных ресурсов". По его словам, в порядке эксперимента в настоящее время Счетная палата проводит оценку эффективности использования госсредств на информатизацию центральных органов Минобороны. Аудитор также отметил, что информатизация госорганов является достаточно дорогим проектом. г-н Пискунов назвал среди таких проектов создание государственной автоматизированной системы "Выборы", компьютеризацию школ, а также систем связи и коммуникаций на железнодорожном транспорте.

Г-н Пискунов сообщил, что сотни миллионов долларов используется на создание информационной системы казначейств. Кроме того, он отметил, что объем финансирования на цели информатизации в отдельных отраслях, государственных органах и компаниях составляет миллиарды долларов. Аудитор Счетной палаты отметил, что оценку эффективности использования госсредств на информатизацию необходимо проводить "с точки зрения прозрачности деятельности правительства и доступности для общества".