Разделы

Бизнес

«СтартМастер» купил «Рим»

Московская компания «СтартМастер», известный игрок на рынке компьютерного ритейла, купила питерскую компанию «Рим» и планирует до 10 августа открыть на ее площадях сразу 8 своих магазинов. Местные участники рынка сдержанно оценивают перспективы москвичей, а некоторые отмечают, что компания выбрала неудачный объект для инвестиций.

На данный момент в сеть «СтартМастера» входит 21 магазин в Москве и 17 в регионах (Московская и Кемеровская области, Алтайский край, Ростов-на-Дону и Новосибирск). Петербургские магазины «СтартМастера» будут расположены на площадях магазинов бывшей сети компьютерных магазинов «Рим», специализировавшейся на продаже дешевой техники брендов третьего уровня. Директор по маркетингу компании «Рим» Константин Воронов перешел в Северо-Западный дивизион «СтартМастера» на должность коммерческого директора. По словам г-на Воронова, на данный момент оперативное руководство филиалом осуществляет директор департамента розничной торговли группы компаний «СтартМастер» Дмитрий Жигалкин. Компания на текущий момент рассматривает несколько различных кандидатур на позицию руководителя дивизиона и в скором времени определится с выбором.

После покупки «СтартМастером» компании «Рим» права на аренду 8 площадок (площадью от 200 до 300 кв. м.), на которых располагались магазины «Рима», перешли к московской компании. Сумма сделки при этом не разглашается. По неофициальной информации, переуступка прав аренды была произведена за $300 тыс., а общий объем инвестиций «СтартМастера» участники рынка оценивают в $2-3 млн. В данный момент деятельность компании «Рим» остановлена, и розничная торговля больше не ведется. Как сообщил Константин Воронов, по соглашению с руководством компанией «Рим», для сохранения лояльных клиентов было принято решение по переадресации посетителей домена rimspb.ru на startmaster.ru.

Г-н Воронов сообщил, что на Северо-Западе компания планирует построить сеть, аналогичную сети в Московском и Центральном регионе, и занять долю рынка в 10-12%. До конца 2008 г. «СтартМастер» планирует довести общее число магазинов в Петербурге до 10, после чего выйти в Ленинградскую область. Срок окупаемости вложений оценивается в 1,5 года. Как сообщил CNews Дмитрий Жигалкин, компания в настоящее время рассматривает возможность покупки других региональных сетей.

В отличие от двух главных игроков местного рынка — сетей «Компьютер-центр «Кей»» и «Компьютерный мир» (в совокупности занимают порядка 65% рынка) — «СтартМастер» не будет проводить сборку компьютеров на заказ. Покупателям будут предложены компьютеры собственной сборки под брендом «СтартМастер». «Наша компания нацелена не на продажу товаров, а на удовлетворение потребностей покупателей, — отметил Константин Воронов. — И мы готовы держать на витринах столько техники, что клиенты, придя к нам, всегда смогут выбрать все, что нужно для удовлетворения своих потребностей в играх, просмотре ТВ, мобильности, имидже и т.д».

«СтартМастер» — третья после Ultra Electronics и Polaris московская компания, вышедшая на рынок петербургского компьютерного ритейла. Начальник отдела маркетинга Ultra Electronics Анастасия Воротникова считает, что «СтартМастер» выбрал не самый оптимальный момент для выхода на местный рынок. «Принятие решения об открытии магазинов в настоящее время несколько осложнит столичной сети задачу, — считает г-жа Воротникова. — Мы, например, в свое время хорошо вышли на рынок Санкт-Петербурга не в последнюю очередь благодаря удачно выбранному моменту. Сейчас обстановка несколько сложнее, так как два лидера очень устойчиво занимают свои позиции и вряд ли легко от них откажутся». По мнению Анастасии Воротниковой, вероятность того, что доля «СтартМастера» превысит долю Ultra Electronics (10% по оценкам компании), невелика. По ее мнению, экспансия «СтартМастера» может оказаться успешной при грамотной маркетинговой и ценовой политике, а также эффективном использовании торговых площадей.

Сергей Голицын, T1
Цифровизация

Местные участники рынка сдержанно относятся к перспективам нового игрока. «Даже более разумная политика, чем у "Рима", лучший брендинг и марчендайзинг не позволят магазинам с таким расположением и форматом даже через три года претендовать на долю более 4-5% в рознице, — считает директор по маркетингу компании "Кей" Александр Хомяков. — Да и эта доля достижима только при очень больших затратах на рекламу — "СтартМастер" в Питере пока воообще не знают». По словам г-на Хомякова, не очень хорошая репутация «Рима» может легко распространиться на «СтартМастер», учитывая то, что открывающиеся магазины находятся по тем же адресам.

«Принцип менеджмента состоит в том, что успешные компании должны покупать успешные компании, — заявил генеральный директор сети компьютерного ритейла "Цифра" Анатолий Григорьев, комментируя перспективы "СтартМастера". — После "Рима" остались долги на сумму $8 млн. Приобретение компании "Рим" или ее руин (остатков) стало доброй традицией для компьютерного рынка Санкт-Петербурга (полтора года назад 65% акций "Рима" купил "Кей") и приводит к заранее известным последствиям».

Независимый эксперт Антон Гаврилов также сдержанно оценивает перспективы «СтартМастера». «Выход нового крупного ритейлера на питерский рынок может провалиться в связи с высокой степенью консолидации ритейла в регионе, — считает он. — Единственно возможным вариантом экспансии является занятие рыночной ниши между стратегией низкой цены (занята Ultra Electronics) и дифференциации (занята разветвленными сетями "Кея" и "Компьютерного мира") — удобно, близко к дому, но не дешево. Этот путь характерен низкой отдачей на инвестиции». Г-н Гаврилов оценивает примерный срок окупаемости проекта «СтартМастера» в 3-5 лет.

Олег Горбатов