Рынок жаждет цветных мобильников с камерами
По данным опубликованного на прошлой неделе отчета IDC по мировому рынку мобильных телефонов, поставки трубок в 1-м квартале 2004 года выросли на 29,3% - до 152,7 млн. единиц - по сравнению с аналогичным показателем 2003 года и снизились на 5,9% по сравнению с 4-м кварталом прошлого года. Небольшое квартальное снижение темпов роста рынка как в секторе мобильных телефонов, так и смартфонов (спад здесь достиг 5,5%) аналитики объясняют ожидаемым сезонным спадом спроса, отмечая прогресс по итогам года, особенно впечатляющий в секторе смартфонов – до 85,8%. Среди лидеров отрасли самый значительный спад по итогам 1-го квартала испытала компания Nokia – он составил 19,2%. Аналитики винят в сокращении рыночной доли Nokia недостаточное количество представленных моделей телефонов в среднем ценовом сегменте. Мобильные операторы, тем временем, искали альтернативные продукты для удовлетворения потребительского спроса, и другим вендорам – таким, как Motorola и Samsung, - удалось значительно расширить свою долю рынка, именно за счет Nokia. Тем не менее, несмотря на сокращение занимаемой ниши, Nokia по-прежнему занимает позиции лидера рынка – как в сегменте трубок, и так и в сегменте смартфонов."Несмотря на ожидаемые сезонные колебания спроса после окончания праздничного сезона, в первом квартале производители мобильников во всем мире сумели достичь значительного роста поставок по итогам года, опираясь на продажи телефонов с цветными экранами и камерами в среднем ценовом сегменте. – отметил Дэвид Линсалата (David Linsalata) из IDC. – Кроме того, рынок смартфонов продемонстрировал стабильный потенциал для роста: и корпоративные, и рядовые пользователи по-прежнему проявляют интерес к усовершенствованным устройствам, совмещающим в себе функциональность телефонов и КПК".
Ведущие 5 производителей мобильных телефонов, мировые поставки трубок и рыночная доля в 1-м квартале 2004 года (предварительные итоги)
Место | Вендор | Поставки, 1-й кв. 2004 г. (в тыс. ед.) | Доля рынка, 1-й кв. 2004 г. |
1 | Nokia | 44700 | 29,3% |
2 | Motorola | 25300 | 16,6% |
3 | Samsung | 20000 | 13,1% |
4 | Siemens | 12800 | 8,4% |
5 | Sony Ericsson | 8800 | 5,8% |
Другие | 41100 | 26,9% | |
Всего | 152700 | 100% |
Источник: IDC, 6 мая 2004 года
По прогнозам IDC, к концу 2004 года количество пользователей мобильной связи во всем мире достигнет 1,5 млрд. человек, а объем поставок мобильников - 595 млн. трубок. До 2008 года рынок продолжит расти, пока объем продаж мобильников не составит к концу этого десятилетия свыше 800 млн. трубок в год. Как полагают в IDC, продажи 2,5G-телефонов будут способствовать росту рынка в ближайшие несколько лет, в то время как поставки 3G-трубок превзойдут цифру в 100 млн. единиц в год лишь в 2007 г. Объем мирового рынка смартфонов превысит в 2004 г. 20 млн. устройств. На протяжении этого десятилетия доминировать на нем будут устройства на базе ОС Symbian: платформы от Microsoft и PalmSource составят им конкуренцию в долгосрочной перспективе, однако им сложнее будет захватить массовый рынок.
"Попросту говоря, для большинства рядовых пользователей существует очень мало причин для покупки нового 3G-телефона, - говорит Алекс Слоусби (Alex Slawsby) из IDC. – В результате мы ожидаем, что в следующие несколько лет доминировать на рынке станут 2,5G-трубки с цветными экранами и камерами".
Ведущие 5 производителей смартфонов, мировые поставки и рыночная доля в 1-м квартале 2004 года (предварительные итоги)
Место | Вендор | Поставки, 1-й кв. 2004 г. (в тыс. ед.) | Доля рынка, 1-й кв. 2004 г. |
1 | Nokia | 1400 | 41,7% |
2 | RIM | 426 | 12,7% |
3 | Motorola | 411 | 12,2% |
4 | Fujitsu | 350 | 10,4% |
5 | Sony Ericsson | 197 | 5,9% |
Другие | 575 | 17,1% | |
Всего | 3358 | 100% |
Источник: IDC, 6 мая 2004 года
По итогам квартала ведущие пять производителей трубок и смартфонов продемонстрировали следующие результаты:
- Nokia: несмотря на то, что объем поставок компании вырос на 17,2% по сравнению с аналогичным периодом 2003 года, квартальный спад продаж достиг 19,2%, а рыночная доля сузилась на 4,8% и достигла 29,3% - по мнению аналитиков, за счет того, что в продуктовой линейке преобладали телефоны начального уровня и не хватало устройств в среднем ценовом диапазоне, с камерами и цветным экраном, за счет которых выросли продажи у других компаний. Nokia планирует восстановить утраченные позиции за счет снижения цен и вывода на рынок около 40 новых моделей телефонов.
- Motorola: в 1-м квартале компания сообщила о рекордном росте поставок – ее доля мирового рынка выросла на 2,7% до 16,6%. По сравнению с аналогичным периодом 2003 года, рост поставок достиг 51,5%, - в частности, за счет спроса на GSM-телефоны с камерами. Компания намерена и далее расширять свою долю рынка и собирается представить в этом году ряд новых мобильников для любителей музыки, с возможностями широкополосного доступа и повышенной производительностью.
- Samsung продолжил свое планомерное наступление на позиции Motorola: рост поставок по сравнению с прошлым годом составил 88%, а доля рынка выросла до 13,1% - в частности, за счет продаж телефонов с камерами и возможностью просмотра и записи видеоклипов.
- Siemens: несмотря на то, что объем поставок по сравнению с 1-м кварталом прошлого года вырос на 60%, квартальный спад составил 16%, а доля рынка сократилась на 1% и достигла 8,4%.
- Sony Ericsson: закончив два квартала на 6-м месте в мире, Sony Ericsson вновь заняла 5-ю строчку, увеличив продажи в 1-м квартале на 63% по сравнению с 2003 годом за счет телефонов, нацеленных на средний и начальный ценовой сегмент. Однако Sony Ericsson удалось обойти LG Electronics лишь на 250 тыс. трубок, и в будущем LG может вновь сместить конкурента с занимаемого места, выпуская все больше GSM-телефонов.