Спецпроекты

«Ростелекому» и МТТ не дадут заработать на отмене «мобильного рабства»

Телеком Мобильная связь Проводная связь
«Большой тройке» сотовых операторов удалось отбиться от предложений «Ростелекома» и МТТ об обеспечении механизма переносимости мобильных номеров путем создания единого маршрутизирующего оператора. В то же время участники рынка возражают против намерения Минкомсвязи сделать переносимость номера между регионами.

Научно-технический совет при министерстве связи и массовых коммуникаций обсудил пути реализации переносимости мобильного номера (MNP). Операторы связи выступили за то, чтобы, по крайней мере, на первом этапе, территория переносимости номера была ограничена одним регионом. В частности, в НИИ «Радио» предупредили, что в случае реализации переносимости номеров между регионами придется пересматривать всю систему межоператорских расчетов и выравнивать цены на пропуск трафика.

«Иначе операторам с более выгодными тарифами придется оплачивать пропуск трафика от сетей, с которых ушли абоненты, и работать себе в убыток, - заявил представитель НИИ «Радио». – К тому же из-за невозможности определения региона абонента по его номеру при проведении оперативных мероприятий могут возникнуть коллизии между территориальными подразделениями ФСБ, а также будут проблемы с привязкой номеров к банковским счетам».

Но ведущий заседания замминистра связи Наум Мардер напомнил, что в соответствии с поручением бывшего президента Дмитрия Медведева об отмене «мобильного рабства», MNP должен работать по всей стране и нет смысла это оттягивать. В случае же, если абонент меняет не только оператора, но и регион, те, кто ему звонят, должны соответствующим образом информироваться, уточнил Мардер.

По другому вопросу – о способах технической реализации MNP – споры разгорелись уже между самими операторами. Как рассказал замгендиректора компании «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ) Дмитрий Гуркин, по результатам деятельности соответствующей рабочей группы все операторы согласились с необходимостью наличия центральной базы данных о перенесенных номерах (БДПН), но разошлись во мнениях относительно путей взаимодействия с ней.

Так, МТТ, «Ростелеком» и Tele2 выступили за схему с маршрутизирующим операторам. При звонке абоненту, сменившему номер, оператор – владелец этого номера («донор») отправляет обратно соответствующий сигнал, затем оператор-инициатор звонка обращается к маршрутизирующему оператору. Тот, сделав запрос в БДПН, определяет оператора, обслуживающего нужного абонента в данный момент («реципиент»), и отправляет ему звонок.

Преимущество такой схемы состоит в том, что маршрутизирующей оператор обеспечивает возможность переносимости номера для всех сотовых абонентов в стране. Роль маршрутизирующего оператора давно хочет взять на себя МТТ. В ходе заседания «Ростелеком» также изъявил готовность выполнить соответствующие функции.

Другой вариант был презентован представителем МТС, и его поддерживают два других сотовых оператора «большой тройки» - «Вымпелком» и «Мегафон». Суть схемы заключается в том, что при каждом вызове с мобильного телефона оператор-инициатор звонка осуществляет запрос в центральную базу данных либо ее локальные копии (принцип “All time query”), а затем самостоятельно доводит звонок до оператора-реципиента. Необходимость обращений к маршрутизирующему оператору и оператору-донору здесь отсутствует.

Сложнее будет в данной схеме при звонках с фиксированных телефонов. Далеко не все сети проводной связи способны обеспечить автоматическую отправку запроса в базу данных, соответственно, звонок следует направлять в сеть оператора-донора, а он уже, через запрос в БДПН, маршрутизирует звонок нужному оператору-реципиенту (принцип “onward routing”). Аналогичным образом схема будет работать и при отправке SMS- и MMS-сообщений. Но для этого сотовым операторам придется дополнительно реализовать на своих базах данных функцию ретрансляции сообщений сигнализации (SRF).

Позиция регулятора оказалась ближе к схеме МТС. Мардер выступил против введения обязательного маршрутизирующего оператора, поскольку существующие схемы взаимодействия операторов нужно менять по-минимуму. В то же время, если оператор захочет, то он сможет обратиться к услугам компаний-посредников, добавил замминистра.