Разделы

Бизнес Законодательство Телеком Инфраструктура

Правительство не доплатит 4 млрд руб. на телефонизацию автодорог

Минкомсвязи в 2014 г. намеревалось потратить 5,5 млрд руб на компенсацию затрат сотовых операторов при покрытии магистральных автодорог. Однако правительство согласилось выделить только в пять раз меньшую сумму. Между тем, работы по проекту, согласно поручению Владимира Путина, должны быть завершены до конца 2015 г.

При подготовке Федерального бюджета на 2014 г. Минкомсвязи запрашивало 5,46 млрд руб. на «обеспечение устойчивого функционирования подвижной радиотелефонной связи на магистральных автомобильных дорогах федерального значения». Это следует из акта Счетной палаты по проверке Минкомсвязи, Россвязи и Роскомнадзора (документ имеется в распоряжении CNews).

Минфин идею Минкомсвязи отверг. Рабочая группа правительства по формированию бюджета в конце августа также отвергла финансирование этого проекта. Но в проекте бюджета, сформированном правительством, соответствующая строчка все-таки появилась, хотя и с гораздо меньшей суммой - 1,1 млрд руб. Эта же строка есть и в окончательно утвержденном бюджете. А вот в прогнозных бюджетах на 2015-2016 г.г. такой строчки более нет.

Идея помогать сотовым операторам обеспечивать связь вдоль магистральных автодорог появилась в 2010 г. у Владимира Путина (который занимал тогда пост премьер-министра) после поездки вдоль трассы Байкал - Амур. В следующем году все три крупнейших сотовых оператора – «Вымпелком», МТС и «Мегафон» - договорились о совместном освоении этой трассы.

Из своих средств операторы потратили 2,4 млрд руб., еще 2,3 млрд были направлены из госбюджета. Государство компенсировало затраты на подведение электроэнергии и строительство дорог непосредственно к мачтам с базовыми станциями. Затем в 2012 г. правительство Владимира Путина приняло решение до конца 2015 г. обеспечить сотовой связью все российские магистральные автодороги.

С этой целью «большая тройка» сотовых операторов совместно с «Ростелекомом» организовала консорциум по телефонизации трасс «Байкал», «Каспий», «Урал» и «Уссури», образующих вместе транспортные хорды «Север –Юг» и «Запад – Восток». Изначально сумма проекта оценивалась в 3,2 млрд руб., а в федеральный бюджет на выплату соответствующих компенсаций в 2013 г. было заложено 2 млрд руб.

По данным «Вымпелкома», проект был успешно реализован. При этом объем затрат оказался меньшим: операторы из своих бюджетов потратили 1,2 млрд руб. Эта сумма примерно поровну была поделена между четырьмя участниками, а размер выплат из госбюджета составил около 700 млн руб., и эта компенсация также была поровну поделена между операторами. Таким образом, сумма в 1,1 млрд руб., выделенная правительством на телефонизацию дорог в нынешнем году, близка к размеру неизрасходованного в 2013 г. остатка бюджетных средств.

Дмитрий Рубин, Naumen: За 20 лет мы создали целую экосистему в области управления ИТ
Цифровизация

«Второй этап проекта, запланированного Минкомсвязи в 2014-2015 г.г., подразумевает решение задачи по обеспечению непрерывного покрытия вдоль федеральных трасс, номенклатурный номер которых начинается с литеры «М», - сообщили в «Вымпелкоме». - В целях подготовки к реализации данного этапа работ, Роскомнадзором был локализован перечень участков федеральных трасс, на которых на сегодняшний день полностью отсутствует сигнал базовых станций. На основании представленного перечня "проблемных" участков федеральных трасс операторами «большой четверки» была составлена предварительная адресная программа строительства объектов связи».

Следующая стадия работ по проекту (проведение проектно-изыскательских работ, уточнение адресной программы, отведение земельных участков в аренду под размещение объектов связи) будет инициирована по факту определения Минкомсвязи порядка финансирования проекта, а также решения ряда рабочих вопросов с другими федеральными органами исполнительной власти. Но пока министерство не информировало операторов о начале соответствующих работ, говорят в «Вымпелкоме».

В Минкомсвязи подтвердили, что размер компенсаций сотовым операторам в этом году будет меньше запланированного, но заверили, что проект будет реализован в срок. Представитель другого участника – «Ростелекома» - выразил надежду на продолжение субсидирования государством инициативы, иначе «телефонизацию магистральных автодорог не удастся продолжать прежними темпами». По данным Роскомнадзора, сейчас полностью покрыты сотовой связью 10 из 30 федеральных автодорог. Еще на девяти магистралях покрытие составляет порядка 90%, а на оставшихся 11 – в среднем по 50%.

Игорь Королев