Разделы

Бизнес Телеком Цифровизация Внедрения ИТ в госсекторе Инфраструктура

Питерские электроконтролеры умнее и гуманнее московских

В Питере начались испытания автоматической системы оплаты проезда на общественном транспорте. Пока она работает только на 10 автобусах 85 маршрута, но в перспективе может распространиться на весь муниципальный и коммерческий транспорт северной столицы.
В начале февраля в Санкт-Петербурге началось испытание новой системы автоматической оплаты проезда в общественном транспорте. На десяти автобусах 85 маршрута внедрена система стационарных валидаторов, считывающих оплату поездки со смарт-карты. Разработчиком проекта выступило предприятие «Стэк», которое в случае решения о внедрении системы в масштабах города может обрести статус монополиста на питерском рынке.

CNews уже сообщал о грядущем внедрении. Решение о нем было принято после неудачного опыта с переводом кондукторов транспортных парков города на электронную систему контроля с использованием ручных валидаторов. В частности, чиновники указывали на то, что система не исключала «человеческого фактора»: в час пик кондукторы не успевали подойти ко всем пассажирам, в результате чего часть выручки терялась.

Ручные валидаторы разрабатывались в «Стэке», который теперь предложил транспортникам иное решение.

Новая система состоит из пяти «электронных компостеров» — стационарных валидаторов, рассказывает один из разработчиков системы Константин Манцветов. Они крепятся к поручням автобусного салона, для оплаты поездки пассажир должен приложить к одному из них смарт-карту (аналогичную бесконтактным смарт-картам, используемым в питерском метро). Если лимит поездок на карте израсходован, пассажир может оплатить поездку водителю наличными и получить традиционный билет.

В расчете на рыночные перспективы первые 10 «гуманных электрокомпостеров» компания-разработчик установила в автобусы бесплатно
В расчете на рыночные перспективы первые 10 «гуманных электрокомпостеров» компания-разработчик установила в автобусы бесплатно

Помимо валидаторов, автобусы оборудованы GPS-устройствами, передающими в диспетчерскую информацию о местоположении автобуса и количестве его пассажиров, что позволяет контролерам выбирать наиболее подходящее для проверки средство общественного транспорта.

Процедура контроля при этом будет выглядеть следующим образом: при входе в автобус контролер заблокирует валидаторы в салоне. Пассажиры предъявят либо смарт-карту, либо купленный у водителя билет, либо оплатят штраф.

Питерский вариант автоматизации общественного транспорта оказался гуманнее московского: в оборудованные валидаторами автобусы северной столицы можно войти, не выстаивая безумной очереди у турникета.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Первый заместитель директора ГУП «Пассажиравтотранс» Игорь Маилов говорит, что приоритетная задача внедрения состоит в повышении комфорта пассажиров при оплате проезда. «Система максимально исключает из процедуры оплаты наличные средства. Мы многое ждем от нее в плане диспетчерского регулирования. Надеемся, что собираемая информация позволит управлять ресурсами парка более рационально», — предполагает он. 

Стоимость оборудования одного транспортного средства системой контроля от «Стэка» на данном этапе внедрения не известна. И компания-разработчик, и участники рынка воздержались от комментариев по поводу ее возможного ценового диапазона. Впрочем, в любом случае первый этап внедрения прошел безболезненно для питерского городского бюджета. По словам близкого к комитету транспорта источника CNews, поставка первых десяти комплексов была осуществлена за счет разработчика, а их монтаж производился силами специалистов автобусного парка №2.

«В случае удовлетворительных результатов испытаний системы через несколько месяцев будет проведен тендер на ее поставку сначала для всех транспортных средств парка, а затем и всего города», — говорит источник. Собеседник CNews также не исключил, что наличие такой системы может стать обязательным для осуществления пассажирских перевозок не только на муниципальных, но и коммерческих маршрутах. «Получение лицензии на оказание транспортных услуг населению в будущем вполне может быть сопряжено с обязательной установкой на транспортном средстве такой системы. Рынок для разработчика, в этом случае, открывается широчайший», — размышляет он. 

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

Начальник коммерческой службы разработчика ЗАО «Элси» Филипп Лебедев отмечает, что его компания, внедряющая аналогичную систему оплаты на общественном транспорте Ленинградской области, готова составить конкуренцию «Стэку». «Наша система победила в конкурсе по Ленобласти, правда, „Стэк“ в нем не участвовал. Если мы увидим, что технические спецификации тендера по городу будут соответствовать нашим разработкам, мы примем в нем участие», — резюмировал г-н Лебедев.

Генеральный директор «Стэка» Елена Макова на момент публикации была недоступна для контактов.