Разделы

Бизнес

Европейский рынок ИТ-услуг возрождается

Аналитики компании IDC ожидают, что в 2004 рынок ИТ-услуг в Западной Европе вырастет на 3%. Такой прогноз кажется особенно благоприятным по сравнению с данными за 2003 год, наиболее тяжелый для сферы ИТ-услуг за все десятилетие, когда темпы роста рынка редко превышали нулевую отметку.
"В настоящее время расходы на услуги, связанные с ИТ, растут быстрее, чем величина валового национального продукта, - утверждает Доминик Равьяр (Dominique Raviart), ведущий аналитик программы исследования европейского рынка услуг, проводимой IDC. - Сейчас рынок ИТ-услуг находится в состоянии выхода из кризиса, которое, вероятно, будет продолжаться до середины 2005 года".

По мнению Джейми Сноудона (Jamie Snowdon), возглавляющего в IDC программу исследований европейского рынка ИТ-услуг, времена, когда данный сегмент ИТ-рынка рос в три раза быстрее, чем валовой национальный продут, безвозвратно миновали. В ближайшее время нормой будет считаться соотношение два к одному, поскольку индустрия ИТ все еще не оправилась от последствий начавшегося в 1999 году неоправданного бума и последующего краха дот-комов, утверждают специалисты.

Темпы роста рынка ИТ-сервисов в Западной Европе различаются в зависимости от страны и типа услуг. В то время как расходы на аутсорсинг и управление приложениями растут, рынки консалтинговых услут и системной интеграции по-прежнему переживают тяжелые времена. По мнению аналитиков, это связано с тем, что сейчас на рынке системной интеграции происходит смещение приоритетов – от разработки так называемых killer app (приложений, способных породить взрывной спрос) компании переходят к автоматизации бизнес-процессов. В то же время, в секторе ИТ-аутсорсинга Европа переживает настоящий бум - по данным последнего исследования IDC, в 2003 году совокупная стоимость 100 крупнейших аутсорсинговых сделок в этом регионе выросла на 74% ($19 млрд.) и достигла $44 млрд.

По прогнозам IDC, быстрорастущий европейский рынок аутсорсинга продолжит расти и в будущем, но более низкими темпами, так как условия работы на рынке будут усложняться из-за повышения конкуренции, ценового давления и большей зрелости рынка. По оценкам Gartner, аутсорсинг в целом опережает по темпам развития европейский рынок ИТ-услуг: в 2004 году он вырастет на 3,1%, а к 2007 году – на 8%, причем значительно вырастет именно офшорный сегмент этого рынка. По прогнозам Gartner, почти треть крупнейших европейских компаний к 2005 году будет использовать услуги офшорного аутсорсинга. В результате того, что немалая доля ИТ-услуг будет выполняться специалистами из развивающихся стран, туда же "уплывут" из Западной Европы и рабочие места – до 25% к 2010 году.

«Облачный» язык бизнеса: 8 терминов, о которых должен знать каждый руководитель
Цифровизация

В IDC ожидают, что в 2004 году наибольший рост будет наблюдаться на британском и испанском рынках ИТ-услуг – в размере 4% и 7%, соответственно. Между тем, во Франции и Германии ситуация по-прежнему остается неблагоприятной, так что ожидаемый рост расходов на ИТ-сервисы в этих странах составит всего 1,5%-2%.

Российский рынок ИТ-услуг, как отмечено в отчете CNews Analitics «Итоги 2003. Рынок ИТ: Время контрастов», вырос значительно сильнее мирового – с $0,84 млрд. в 2002 году до $1,13 млрд. в прошедшем. И эта тенденция, по мнению аналитика РБК СОФТ Олега Грановского, продолжится и в этом году, и в следующем. «Дело в том, что доля услуг в общей структуре российского ИТ-рынка значительно меньше, чем в мире, - отметил г-н Грановский. – Основные ИТ-услуги у нас – это внедрение и интеграция, а столь емкие в мире в денежном отношении сферы, как поддержка, обучение, аутсорсинг (не в смысле заказного программирования, а предоставление услуг по поддержке/обслуживанию техники и ПО), пока что слабо развиты». Поскольку российский ИТ-рынок растет быстрее мирового и европейского, а в сфере услуг потенциал развития в ряде областей просто огромен, трудно не согласиться с мнением эксперта.