Разделы

Бизнес Телеком Интернет Интернет-доступ Цифровизация ИТ в госсекторе Маркет

Контрольная проверка: Минкомсвязи допустило прокладку интернета в больницы по завышенным ценам

Счетная палата проверила, как расходовались бюджетные средства на проведение скоростного интернета в российские больницы и поликлиники. Единственным подрядчиком по контракту выступал «Ростелеком». Он израсходовал всего 35% выделенных средств и получил прибыль в 30%, что говорит о завышении расценок при заключении контракта.

Контракт с «Ростелекомом»

«Ростелеком» заключил с Минкомсвязи контракт на проведение в российские медицинские учреждения скоростного интернета по ценам, существенно превышающим текущие рыночные расценки. К такому выводу пришла Счетная палата, проверившая, как расходовались бюджетные средства, выделенные на подключение больниц и поликлиник к интернету в 2017 г. и истекшем периоде 2018 г.

В сентябре 2017 г. правительственным распоряжением «Ростелеком» был утвержден в качестве единственного исполнителя госконтракта на подключение медицинских учреждений к скоростному интернету. Срок действия контракта составлял 1 год, то есть он был заключен на весь 2017 г., а общая стоимость равнялась 5,46 млрд руб. Сумма была предложена Минкомсвязи, которое готовило проект распоряжения и приложило к нему обоснование стоимости.

Эти средства были выделены Минкомсвязи правительством из резервного фонда в июле 2017 г. На них планировалось подключить к скоростному интернету 3942 точки в медицинских учреждениях.

В рамках контракта «Ростелеком» подключил к интернету 3134 точки в больницах и поликлиниках 63 регионов. На это оператор фактически потратил 1,93 млрд руб., то есть 35% от суммы контракта. Неизрасходованные 3,53 млрд руб. он вернул в бюджет. При этом прибыль, полученная подрядчиком от выполнения работ, составила 589,5 млн руб., то есть 30% от цены контракта.

Обоснование стоимости

Проверка Счетной палаты выявила ряд нарушений, сопутствующих нормативно-правовому оформлению работ и обоснованию суммы контракта.

Рентабельность на уровне 30% ведомство объясняет тем, что «Минкомсвязи при обосновании цены контракта были использованы неактуальные данные о стоимости указанных работ, которые существенно превышают текущие рыночные цены», о чем сообщила заместитель главы Счетной палаты Вера Чистова.

Счетная палата проверила, как расходовались бюджетные средства на проведение интернета в больницы

Проверка показала, что к расчетам Минкомсвязи не прилагаются документы, подтверждающие расценки строительно-монтажных работ, которые фигурируют в этих расчетах. Кроме того, при обосновании цены контракта министерство не провело анализ рынка, в ходе которого должно было сравнить рыночные цены. Однако «Ростелеком» на момент подачи проекта распоряжения о выборе подрядчика был знаком с ситуацией на рынке — оператор к тому времени уже провел конкурсные процедуры, направленные на выяснение рыночных расценок.

Счетная палата считает, что бюджетные средства можно было сэкономить — для этого следовало привлечь к работам местных провайдеров, работающих в тех населенных пунктах, где находятся указанные в контракте медицинские учреждения. Кроме того, ведомство отмечает, что в некоторых случаях к интернету можно подключиться без затрат на организацию доступа к нему.

Список организаций

Список медицинских учреждений, куда нужно было провести скоростной интернет в рамках контракта с «Ростелекомом», не был утвержден заранее, а менялся в течение всего 2017 г. Его составлением занимались Минкомсвязи, Минздрав и региональные власти. В ходе выполнения контракта было заключено четыре дополнительных соглашения, в которых зафиксирована замена 667 организаций в списке. Это составляет 21,3% от общего количества учреждений, получивших скоростной интернет в рамках контракта. Как показала проверка, официального списка на 2018 г. также не существует.

Проверка белгородского филиала «Ростелекома» выявила, что в ходе выполнения контракта на бюджетные средства к интернету была подключена организация, по закону не являющаяся медицинской. Это привело к нецелевому использованию 1,9 млн руб. бюджетных средств.

Скорость интернета

В рамках контракта «Ростелеком» провел в больницы и поликлиники оптоволоконный интернет с пропускной способностью 10 Мбит/сек. Такая скорость была указана в сентябрьском распоряжении правительства, но Счетная палата не нашла материалов, в которых она была бы обоснована.

В Белгородской области проведенные в рамках контракта оптоволоконные линии в ряде случаев заменили медные провода. Скорость интернета при этом выросла, однако выросли и тарифы «Ростелекома» — на 80%. При этом новые каналы передачи данных загружены менее чем на 25%, поскольку используются для работы все тех же старых медицинских информационных систем. Счетная палата ставит под сомнение необходимость подключения к скоростному интернету в первую очередь именно этих медицинских учреждений.

Сроки оформления документов

Счетная палата также выявила ряд нарушений в сроках оформления нормативно-правовых актов, касающихся контракта. Послание президента России, в котором речь идет о подключении к скоростному интернету всех больниц и поликлиник страны в период 2017-2018 гг., было получено Федеральным собранием в декабре 2016 г. Согласно посланию, план-график подключения учреждений к интернету должен был быть утвержден правительством до 15 марта 2017 г. Минкомсвязи, Минздрав и Минфин совместно с регионами должны были подготовить этот план-график до 15 февраля 2017 г., как поручило им правительство.

Однако официального плана-графика не существовало даже в феврале 2018 г., когда проводилась проверка Счетной палаты. Выделение средств, выбор подрядчика, заключение контракта и проведение работ по нему проходили без графика. Счетная палата отмечает, что это и стало причиной большей части выявленных нарушений.

При этом законодательно в бюджете на 2017 г. не было предусмотрено выделение средств на программу подключения больниц к интернету. Средства были выделены из резервного фонда на 2017 г., и это произошло только в июле. Распоряжение правительства о выборе подрядчика было издано в конце сентября 2017 г., то есть тоже с опозданием почти на два месяца по отношению к сроку, установленному в поручении президента.

Планы на будущее

В федеральном бюджете на 2018 г. предусмотрены средства на подключение больниц и поликлиник к интернету в размере 4,9 млрд руб. В 2019-2020 гг. на это планируется выделять по 5 млрд руб. в год.

«Русагро» внедрила российский аналог западной системы умного производственного планирования

Цифровизация

«На сегодняшний день согласно данным ГИИС «Электронный бюджет» указанные лимиты бюджетных обязательств Минкомсвязи заблокированы, что создает риски позднего заключения госконтрактов на подключение больниц и поликлиник к сети интернет в 2018 г.», — сообщила Чистова.

Ситуация осложняется тем, что с начала 2018 г. в России начал действовать закон о телемедицине, реализация которого должна быть конкретизирована в ряде нормативно-правовых актов. Следует утвердить положение о Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ), определить порядок ее взаимодействия с другими медицинскими информационными системами, установить требования к ним. По состоянию на февраль 2018 г. этого сделано не было, из-за чего использовать ЕГИСЗ проблематично.

У регионов есть свои медицинские информационные системы, которые не сообщаются между собой. На их интеграцию, а также на замену компьютерного оборудования, износ которого оценивается в основном в 100%, потребуются дополнительные бюджетные средства. Сколько именно денег понадобится, пока неизвестно — Минздрав еще не определил возможный объем затрат.

Валерия Шмырова