Спецпроекты

«Утконос онлайн», SAS и ФКН ВШЭ выбрали наиболее точную аналитическую модель

Интеграция Бизнес-приложения

SAS, «Утконос онлайн» и Факультет компьютерных наук НИУ «Высшая Школа Экономики» выступили организаторами хакатона SAS Data Hack Platypus.

В сфере электронной коммерции всегда существует вероятность отмены заказа, как целиком, так и отдельных заказанных товаров. Это может произойти на любом этапе — от момента формирования заказа до непосредственно доставки. В этом случае онлайн-ритейлер недополучает прибыль, ведь на сборку, обработку и процессинг каждой покупки компания тратит ресурсы. Минимизировать эти потери позволяет аналитика покупательского поведения и построение математической модели прогнозирования вероятности и ожидаемого времени отмены заказа.

Победу в SAS Data Hack Platypus одержал Дмитрий Федотов (FEDOTOVDN): именно ему удалось предложить наиболее точную и оптимальную модель прогнозирования отказов и рассчитать максимально приближенный к реальности временной промежуток отмены покупки. Пятёрка лидеров хакатона получила ценные призы от спонсоров и организаторов.

Хакатон SAS Data Hack Platypus стартовал 18 октября и проходил в два этапа – онлайн и оффлайн. В ходе онлайн-этапа участникам предлагалось спрогнозировать вероятность отказа клиента от заказа без учета времени и стадии формирования заказа. Для построения модели участникам предоставлялась подвыборка (sample) истории заказов клиентов за определенный период времени с бинарной целевой переменной – признаком того, что заказ был отменен клиентом. В конкурсе мог поучаствовать любой желающий. На онлайн-этапе модели на конкурс прислали 69 человек.

В финал конкурса, который проходил в Культурном центре ВШЭ, были отобраны 22 участника, авторы лучших моделей первого онлайн-этапа: 3 конкурсанта выступали в индивидуальном зачете, еще 19 – в составе пяти команд (от факультета компьютерных наук ВШЭ, от факультета вычислительной математики и кибернетики МГУ, а также сборные команды). В ходе двухдневного марафона участники должны были построить модель, способную уже не только просчитать отмену, но и спрогнозировать, за сколько часов до периода запланированной доставки это произойдет.

Конкурсанты учитывали такие факторы, как дата заказа и дата доставки. Были подтверждены гипотезы, что чем дальше срок доставки от момента заказа, тем вероятнее произойдет отмена, а в выходные дни это происходит чаще, чем в будние. Жюри высоко оценило использование участниками дополнительных внешних данных, которые могут повлиять на отмену покупки — например, погодные условия.

Финальный лидерборд был сформирован на основании точности построенных моделей, а также на возможной бизнес-применимости и оригинальности идеи, которые оценивались жюри в ходе презентаций решений участников.

SAS Data Hack Platypus помогает участникам развивать профессиональные навыки и на практике учиться применять теоретические знания. В будущем это поможет им стать востребованными специалистами — в первую очередь дата-сайентистами, которых сегодня остро не хватает во всех отраслях. Работа дата-сайентистов неразрывно связана с аналитикой в самой широкой трактовке этого слова, при этом она носит прикладной характер: на основе полученных и проанализированных данных дата-сайентистам необходимо решать конкретные бизнес-задачи.

«Цель SAS Data Hack Platypus — не просто собрать вместе единомышленников и способных студентов, чтобы предложить им выполнить какую-то абстрактную задачу. Мы стремились сделать наш хакатон максимально приближенным к реальным условиям бизнеса, поэтому и задачу ставили очень актуальную для рынка. Теоретические знания должны согласовываться с реальными бизнес-процессами. Это поможет будущему специалисту развиваться с профессиональной точки зрения. И конечно, нам важно в таких условиях знакомиться со студентами, которые, возможно, захотят пройти стажировку в SAS», — сказал Михаил Петровский, руководитель Академической программы SAS в России и СНГ.

«Совместный хакатон с SAS стал для “Утконоса” отличной возможностью посмотреть на способы решения сложных нестандартных задач с помощью аналитики больших данных. Построение точных моделей аналитики потребительского поведения и прогнозирования отмены заказа на основе работы с большими данными открывает новые возможности для оптимизации всего бизнес-процесса и позволяет нам минимизировать убытки», — отметила Мария Артамонова, директор по IT «Утконос онлайн».

«Когда хакатон организовывает компания-лидер в области аналитики вместе со своим заказчиком на реальных данных – это приносит участникам двойную пользу. Во-первых, хакатоны способствуют развитию бизнес-мышления студентов, что пригодится им в будущем за стенами учебного заведения. Во-вторых, такие соревнования – это приятное времяпрепровождение с единомышленниками и возможность получить награду за свой труд. Рады были принимать гостей в новом здании на Покровке. Будем ждать еще», — сказала Тамара Вознесенская, первый заместитель декана факультета компьютерных наук, НИУ ВШЭ.



Профиль месяца

Банки должны переходить на односкоростную архитектуру

Дмитрий Гарбар

управляющий директор компании «Новая Афина»

Тема месяца

Почему программные роботы стали вдруг так популярны?

В связке с ИИ они способны выполнять контрольные и управленческие функции.