Разделы

Цифровизация Документооборот ИТ в банках

Выбираем ECM для банка: полезные советы

ECM-система является одной из ключевых ИТ-составляющих, необходимых для работы современного банка. В этой связи количество проектов по оптимизации документооборота в финсекторе заметно возросло. Разработчики готовы держать ответ и выводят на рынок новые продукты. Как правильно подойти к выбору решения, учесть все нюансы, и какие специфические требования предъявляет сектор?

Банковский сектор всегда был одним из самых привлекательных для поставщиков ECM-решений. И вовсе не потому, что у банкиров денег много, и им легко продать разные дорогие игрушки. Банкиры умеют и любят считать финансы и, если они намерены внедрить какую-нибудь систему, так исключительно в целях повышения эффективности и конкурентоспособности своего банка.

Enterprise Content Management (ECM) как раз относится к числу технологий, необходимых для деятельности банка и позволяющих решать две ключевые задачи: уменьшать риски и повышать эффективность. Кроме того, банки большое внимание уделяют отношениям с клиентами - и это направление также считается приоритетным.

Как технологии ECM используются в решениях для банков

Технологии ECM/Решения для банков Маркетинг и продажи Многоканальное взаимодействие с клиентом Выдача кредитов Открытие счетов Разработка новых продуктов
Управление документами (DM) Да Да Да Да Да
Управление записями (RM) Да Да Да
Коллективная работа и взаимодействие (collaboration) Да Да
Управление знаниями (KM) Да Да
Управление веб-содержимым (WCM) Да
Управление бизнес-процессами (BPM) Да Да Да
Кейс-менеджмент (ACM/DCM) Да Да Да Да
Управление цифровыми активами (DAM) Да
Управление клиентскими коммуникациями (CCM) Да Да Да Да
Архивирование (Content Archiving) Да Да
Cканирование и распознавание (Document Imaging) Да Да Да
Комплаенс (Complience) Да
Корпоративный поиск Да Да Да
IRM Да
HSM Да Да

Полная версия

CNews Analytics, 2011

Но задачи, связанные с обработкой документов в банке, настолько разнообразны, что банальной автоматизацией документооборота здесь не обойтись. Чтобы построить информационную систему, которая будет поддерживать бизнес-процессы организации, приходится задействовать почти все технологии из пула ECM.

В банки приходит ECM

В финсекторе, равно как и в других отраслях, процесс информатизации шел постепенно, вместе с развитием самих информационных технологий. Едва ли лет пятнадцать назад CIO даже самого продвинутого банка поставил бы своим специалистам задачу по созданию единой системы управления всей неструктурированной информацией, обеспечивающей выполнение сквозных бизнес-процессов, их документационное обеспечение и соответствие требованиям регулятора по документированию деятельности. (Термина ECM тогда еще не было в обиходе, поэтому назвать систему пришлось бы так длинно.)

В банках работают разумные и осторожные люди, привыкшие просчитывать возможные риски. Поэтому обычно они не брались за глобальные проекты, а внедряли конкретные бизнес-решения на уровне отдельного департамента или для поддержки одного бизнес-процесса, например, выдачи потребительских кредитов. Такие проекты легче контролировать, а впоследствии проще оценить эффект.

Павел Плешков, руководитель направления по работе с финансовым сектором EMC Information Intelligence Group:

На наш взгляд, вопрос заключается не столько в объединении разрозненных ECM-систем (что действительно является сферой компетенции ИТ), сколько в консолидации операций в бэк и мидл-офисе с помощью ECM-системы, что делает ECM одним из самых важных компонентов для операционного блока.

Как это не банально звучит, банк работает с деньгами, а любое их перемещение требует документального подтверждения, что автоматически создает потребность в промышленной ECM-системе, причем с высочайшим уровнем надежности и отказоустойчивости, поскольку она должна буквально "вплетаться" в бизнес, благодаря которому банк существует.

Для централизации операций в бэк-офисе в первую очередь необходимо рассматривать те, которые требуют высокой операционной компетенции, знания большого количества регулятивных документов, а также связаны с большими операционными рисками. Примерами могут служить валютный контроль, сопровождение процесса кредитования розницы и СМБ, открытие счетов.

Как следствие, внедрение ECM-системы действительно отражается на операционных показателях, как ускоряя рутинные операции, так и повышая качество принимаемых решений, и, соответственно, возможности кредитной организации по увеличению качественного кредитного портфеля.

В это время разработчики ECM и их партнеры продолжали совершенствовать свои продукты и осваивать новые технологии. За последние полтора десятка лет на рынке многое изменилось. Появилась концепция ECM, собравшая воедино все инструменты управления неструктурированной информацией. Прошла череда слияний и поглощений, во многом обусловленная потребностями бизнеса, – клиентам стали нужны интегрированные взаимодополняющие решения, а не набор коробок, решающих частные задачи.

Марина Яловега, «Группа Астра»: Соискателям интересны амбициозные ИТ-проекты, значимые для страны
Цифровизация

Однако вполне логично, что за это время в банках появилось множество специализированных ECM-продуктов для отдельных бизнес-задач. Ведь организациям надо было работать, а не ждать, пока компьютерщики изобретут какое-нибудь единое гениальное решение.

Минувший финансовый кризис наиболее сурово прошелся как раз по банковскому сектору, вызвав волну поглощений и реструктуризации. В результате CIO в банках, выживших после кризиса, получили новую "головную боль" – необходимость консолидации разрозненных ECM-систем.

Стремление к интеграции продиктовано отнюдь не желанием ИТ-специалистов поупражняться в решении нетривиальных технических задач. Даже об экономии как таковой говорить не приходится, поскольку всякий интеграционный проект обходится дорого и сложен сам по себе. Движущими факторами в процессе интеграции ECM являются изменения внешней бизнес-среды, а также новые вызовы и угрозы, которые и вынуждают банки совершенствовать свои информационные системы.

Зачем объединять разные ECM

Олег Пашинин, «Философия.ИТ» — Как в «Росатоме» импортозаместили западную СЭД
Импортонезависимость

Есть несколько причин, вынуждающих компании объединять разрозненные ECM-решения в единую систему. Так, новые требования по защите персональных данных напрямую затрагивают банковский бизнес. Если каждый департамент для обработки персональных данных использует свою ECM-систему, придется аттестовать их все. Поэтому лучше иметь единое защищенное и сертифицированное хранилище персональных данных и управлять процессами их обработки централизованно.

Традиционные риски со стороны законодательства, связанные с соблюдением сроков хранения и уничтожения документов, особенно значимы в сильно регулируемых отраслях – например, финансовой. Лучше, когда в банке настроена единая политика работы с документами. Разработчики бизнес-решений часто забывают о функциональности RM.

В последнее время продолжается рост конкуренции между банками. Активный маркетинг требует использования консолидированной информации из различных систем. Банкам приходится оперативно перестраивать бизнес-процессы, продолжая гарантировать соблюдение требований по документированию деятельности. Единая ECM упрощает эту работу, оставляя за собой управление документами.