Разделы

Цифровизация Документооборот Внедрения

Рынок СЭД: что обещают эксперты?

В последние годы российский рынок СЭД демонстрирует стабильный рост: увеличивается число организаций, где внедрена система электронного документооборота, растет количество автоматизированных рабочих мест. Причем если ранее сферой применения СЭД был крупный и средний бизнес, то теперь дело дошло и до малого. О состоянии российского рынка СЭД и путях его дальнейшего развития говорилось на круглом столе "Системы электронного документооборота и хранения данных", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.

Артем Меликджанян: До межведомственной интеграции надо созреть

На вопросы CNews ответил Артем Меликджанян, коммерческий директор компании "Такском".

CNews: Связываете ли вы перспективы внедрения межведомственных СЭД и обеспечение предоставления юридически значимых электронных услуг с отсталостью нормативно-правовой базы?

Артем Меликджанян: Про отсталость НПБ можно говорить условно – она вполне адекватна организационно-технологическим возможностям. По мере отработки организационно-технологических решений готовятся и изменения в НПБ. А то, что системы СЭД в первую очередь формируются по ведомственному признаку – так это во всем мире так. До межведомственной интеграции надо созреть, когда накопится критическая масса. А вот роль интегратора должна выполнять какая-то специальная межведомственная (или даже надведомственная структура). Либо надо использовать зарубежный опыт, когда разрозненный набор ведомственных систем объединялся некими межведомственными шлюзами, по которым происходил обмен необходимой и достаточной информацией. Одним из примеров такого шлюза мог бы стать обмен между ФНС и Росстатом. Оба ведомства принимают от юридических лиц бухгалтерские балансы, хотя в свете современных тенденций к снижению административного давления на бизнес было бы логично принимать баланс в одном ведомстве (например в ФНС) и передавать полученную информацию во второе (Росстат).

CNews: Насколько реально востребована в реализуемых вашей компанией проектах ЭЦП?

10 простых шагов: Как выйти на новые внешние рынки с помощью платформы «Мой экспорт»
Бизнес

Артем Меликджанян: Поскольку наша компания специализируется на системах обмена юридически значимыми документами, то можно сказать, что весь наш бизнес построен на использовании ЭЦП. Конечно, это не единственный элемент бизнеса, но без ЭЦП обеспечить аутентичность и целостность документа для массовых пользователей вряд ли было бы возможно. Мы начали использование ЭЦП в пилотном режиме еще с 2000 года, но так совпало, что изменения в Налоговый кодекс, сделавшие возможной безбумажную сдачу налоговых деклараций, по времени совпали с принятием Закона об ЭЦП. Поэтому, такие системы, как наша, и являются по сей день основными каналами массового внедрения ЭЦП. Счет идет уже о сотнях тысяч пользователей (25-30% юридических лиц). Поэтому мы можем говорить не о востребованности, а о состоявшемся внедрении ЭЦП в повседневную жизнь, правда, пока на уровне замкнутых ведомственными границами систем.

CNews: Насколько реален спрос на СЭД со стороны СМБ, какие факторы отвечают за увеличение спроса?

Артем Меликджанян: Если говорить о системах СЭД с использованием ЭЦП, т. е. по сути системах обмена юридически значимыми документами с контролирующими органами, то спрос на них со стороны СМБ формируется под влиянием двух групп факторов – внешних и внутренних. Под внешними факторами имеются в виду разного рода изменения в НПБ, которые делают обязательным такой обмен в электронном виде. Так, по отчетности в налоговые органы и ПФР, планка обязательности уже затрагивает если не малый, то средний бизнес точно. Другой вид внешних факторов – это формирование технической инфраструктуры, создающей условия для обмена электронными документами (скоростной интернет, инфраструктура УЦ и т.п.). Внутренние факторы – это, прежде всего, финансовые и технические возможности конкретных групп предприятий, а также (что может быть даже важнее) - готовность и желание руководителей, бухгалтеров и технических специалистов использовать новые технологии не из-за их обязательности, а в силу очевидных удобств. Так, среди абонентов нашей системы представления отчетности основную массу и соответственно долю составляют как раз СМБ, для которых, собственно, эта система и создавалась. Во-первых, зачем тратить время на дорогу и в очередях, если сдать отчетность можно, не выходя из офиса. Во-вторых, благодаря правильно выбранной стратегии, налоговое ведомство ставит вопрос не только о сдаче самих деклараций в электронном виде, но и дает тем, кто пользуется этой системой, еще и важные дополнительные сервисы, недоступные тем, кто сдает отчетность на бумаге. Сейчас это – удаленный доступ к информации о состоянии расчетов с бюджетом. В перспективе к этому, возможно, добавится и электронная сверка.