Разделы

Бизнес Цифровизация Инфраструктура Финансовые результаты

Рынок ИТ-аутсорсинга дает новые возможности

Быстрорастущий рынок аутсорсинга дает все больше возможностей как подрядчикам, так и заказчикам. О том, как правильно вести себя ИТ-провайдеру, чтобы добиться успеха, CNews рассказал Леонид Хомутинников, генеральный директор компании "Россервис".

CNews: В прошлом году "Россервисом" было принято решение расширить портфель продуктов и услуг, осуществить выход на коммерческих заказчиков. Насколько успешно это начинание?

Леонид Хомутинников: Потребности в обслуживании территориально распределенных структур возникают не только в госсекторе, но и у крупных вертикально интегрированных коммерческих организаций. Помимо поддержки ИКТ-инфраструктуры, инженерных систем зданий и сооружений им необходимо также поддерживать специализированное оборудование и программное обеспечение. В общем случае, системы и программы образуют единый комплекс технических средств, функционирование которого нужно постоянно контролировать и обеспечивать его работоспособность.

Представьте себя руководителем большой розничной сети, множество торговых точек которой разбросаны по пятидесяти регионам. Вам для нормальной организации бизнеса важно, чтобы звонили телефоны, не прерывалась интернет-связь, шел обмен данными, функционировали кондиционеры, не отключались холодильники, работало вспомогательное оборудование и т.д. Поскольку универсальных сервисных компаний нет, придётся искать десяток разных специалистов, договариваться и периодически с ними контактировать. Еще можно создать собственную структуру, которая будет всем этим заниматься.

Но вам это не нужно, т.к. это не ваш бизнес. А без него тоже нельзя, поскольку без соответствующего сопровождения встанут основные бизнес-процессы. Удобнее договориться с одним человеком, который обеспечит решение ваших задач и предоставление консолидированной отчетности о состоянии дел, будет вовремя "переключать кнопки", если ситуация требует изменений и т. д. Иначе говоря, вам нужна единая "точка контакта", через которую будет осуществляться оперативное управление вспомогательными бизнес-процессами вашей компании. За вами же останутся функции контроля и определение стратегии и тактики, в рамках которых действует исполнитель. Но найти людей, которые умеют это делать, достаточно сложно. Хороших специалистов в конкретных областях у нас хватает, а тех, кто мог бы спроектировать комплексную услугу, организовать её реализацию и централизованно управлять процессами — считаные единицы. Именно выстраивание, организация и управление по принципу "единого окна" масштабным аутсорсинговым проектом является основной компетенцией компании "Россервис".

В настоящее время мы сконцентрировали свои усилия на нескольких наиболее перспективных рынках, для которых предлагаем решения. Это, в первую очередь, сетевой ритейл, телекоммуникационные компании, предприятия ТЭК, банки и страховые компании. То есть все те организации, которые имеют разветвленную региональную структуру и единый управляющий центр, а также высокий уровень развития и использования ИТ.

CNews: Сейчас компания обслуживает не только различные инфраструктуры, но и осуществляет строительно-монтажные и пуско-наладочные работы, поддерживает инженерные системы. Как вы к этому пришли?

Леонид Хомутинников: Действительно, сейчас мы занимаемся аутсорсингом в широком смысле этого слова, а не отдельно взятым узким направлением. Другими словами, проводим диверсификацию не только по отраслевым рынкам, но и по видам услуг. Основная парадигма деятельности компании — управление процессом предоставления услуг, которое мы осуществляем на основе соглашения об уровне обслуживания (SLA).

В настоящее время клиент, по существу, сам формирует у себя спрос на те или иные услуги и ищет под них исполнителя. При этом он пробует решать любые свои проблемы, в первую очередь, через того исполнителя, с которым уже работает. Ему выгоднее взаимодействовать с одним уже проверенным и надежным сервис-провайдером, который может организовать единое централизованное предоставление всех необходимых ему услуг, чем со множеством мелких поставщиков. В этом случае заказчику легче организовать управление и контроль исполнения. Небольшие региональные фирмы на роль единого исполнителя не подходят. Заказчику нужен мощный игрок, который имеет федеральный статус, авторитет на рынке, обширные ресурсы и определенный запас прочности. И здесь наши возможности, опыт и репутация гарантируют ту самую надежность и стабильность, которая нужна крупным федеральным клиентам. В регионах у нас, как правило, присутствуют разнопрофильные партнеры, с помощью которых удается реализовать любые запросы заказчика: обслуживание контрольно-кассовых аппаратов и весового промышленного оборудования, банкоматов, конвертовальных машин, систем кондиционирования воздуха и систем пожаротушения, оборудования видеоконференцсвязи и многое другое.

CNews: Известно, что "Россервис" — первая российская компания, занявшая в 2010 году 3-е место в рейтинге Deloitte Technology Fast 500 в регионе EMEA. Как это случилось?

Леонид Хомутинников: За этим рейтингом мы следим давно. Он проводится с 2000 года и является одним из наиболее объективных рейтингов компаний индустрии высоких технологий. К компаниям, участвующим в данном рейтинге, предъявляется целый ряд серьезных требований. В частности, они должны не менее 5 лет работать на рынке и иметь определенный оборот. В 2009 году мы еще "не проходили по возрастному цензу", но в 2010 году уже смогли принять участие в рейтинге и сразу вышли на третью позицию, что стало для нас приятной неожиданностью. Конечно, зная наши показатели и масштабы деятельности, мы ожидали, что окажемся достаточно высоко, но на такое высокое место не рассчитывали.

CNews: Какова стратегия вашей компании на ближайшее будущее? В более долгосрочной перспективе?

В погоне за трендом на супераппы
Цифровизация

Леонид Хомутинников: Наращивание компетенций в области ИТ-аутсорсинга останется основным стратегическим направлением развития компании в обозримом будущем. Мы планируем и далее следовать выбранному курсу, расширять присутствие в госсекторе и параллельно увеличивать количество коммерческих заказчиков в тех отраслях, которые мы определили для себя как наиболее перспективные. Это наша задача на ближайшие 2–3 года.

Мы видим, что сегодня спрос на наши услуги есть. Если ситуация на рынке поменяется и у заказчиков появятся потребности в новых услугах и новых компетенциях, которыми мы сейчас не обладаем, но которые нам будут интересны, мы их разовьем. Главное, что за 5 лет своего существования мы выработали определенную модель: "Россервис" — компания, управляющая процессом предоставления услуг.

Подобная модель позволяет развивать новые виды деятельности и добавлять в портфель новые услуги. При этом мы должны четко представлять, в чем именно заключается услуга, иметь надежных партнеров для ее качественной реализации и контролировать процесс предоставления данной услуги. Чтобы обеспечить качество услуг и поддержку работы партнеров в сложных нестандартных ситуациях, мы планируем создавать центры компетенций по новым направлениям, постоянно наращивая собственную экспертизу.

Андрей Потапенко / CNews