Передачу голоса с помощью интернета можно отнести к одним из наиболее востребованных технологий. Практически все иностранные аналитики сходятся во мнении, что мировой рынок VoIP растет, однако никто из них не может сказать, какими темпами.
Рынок VoIP
Эволюция IP-коммуникаций от бесплатных звонков с одного персонального компьютера на другой до сервисов, ориентированных как на частных лиц, так и на бизнес-пользователей, находится примерно в середине пути своего развития в фазе снижения расходов на передачу голосового трафика. Так считает Игорь Масленников, генеральный директор CTI и директор по развитию бизнеса CompTek: "в данный момент мы находимся в очередной «точке перелома» начинается переход от фазы «большей экономической эффективности» к «увеличению продуктивности и внедрению новых сервисов».
О том, что IP-телефония завоевывает все большее и большее признание, говорят, к примеру, такие факты: три крупнейших в мире оператора VoIP сегодня передают более пятой части всего международного телефонного трафика. Два из них iBasis и ITXC входят в десятку крупнейших международных операторов дальней связи.
Согласно докладу «Голосовые услуги на базе протокола IP: прогноз для европейского корпоративного рынка на 20022007 годы», сделанному агентством Analysys, объем западноевропейского рынка услуг корпоративной телефонии на базе протокола IP к 2007 году достигнет от 2,5 до 7,4 млрд. евро, что составляет 15% и 41% рынка соответственно.
Объем западноевропейского корпоративного рынка услуг VoIP (пессимистичный сценарий)
Источник: Analysys Research, 2002
Объем западноевропейского корпоративного рынка услуг VoIP (оптимистичный сценарий)
Источник: Analysys Research, 2002
Статистика по российскому рынку VoIP по-прежнему отсутствует. Однако многие аналитики отмечают рост трафика в IP-сетях, что связано, в первую очередь, с передачей голосовых пакетов.
Перспективы VoIP
Если верить прогнозам иностранных аналитических агентств, рынок услуг VoIP вырастет в четыре раза с $1,1 млрд. в 2001 году до $4,4 млрд. в 2006 году, причем 30% дохода от VoIP-услуг операторы будут получать от IPCC. Иностранные специалисты считают, что к 2006 году половина всего телефонного трафика будет IP-трафиком, а к концу 2005 года 28% всех телефонных бизнес-линий будут IP-линиями. Одно из агентств полагает, что к 2006 году более половины продаваемых учрежденческих АТС будут IP-системами. Согласно оптимистичным прогнозам, IP-телефоны к 2005 году станут основным голосовым настольным терминалом.
независимость IP-стека от физической среды передачи;
открытость и общедоступность.
Если сегодняшняя экономика IP-телефонии подразумевает дешевую телефонную связь, рефайлинг, низкую «цену вхождения» на рынок, высокую скорость развертывания и следующую отсюда конкурентоспособность, то завтрашний день готовит нам такие возможности, как новые голосовые и неголосовые услуги (видео, чат и пр.), любое (дифференцированное по цене) качество связи, интеграцию с информационными технологиями и мультимедиа.
О том, как можно сэкономить, используя технологию VoIP, красноречиво свидетельствует следующий пример связи между Японией и Бразилией. При этом, разумеется, не следует забывать, что качество связи с использованием выделенных каналов и публичного интернета будет отличаться.
Сравнительные характеристики различных типов передачи голосового трафика
При подготовке статьи использовались материалы учебного курса «Введение в IP-телефонию», организованного специалистами компании CompTek (http://www.comptek.ru) и CTI.