Разделы

Бизнес

Российские ИТ-компании спасет "интеллектуальный товар"

В условиях ускоряющейся глобализации формализованные знания становятся продуктом и одним из основных корпоративных активов. Технологии прикладной инженерии знаний находят широкое применение в повседневной коммерческой практике, предоставляя компаниям, их использующим, существенные конкурентные преимущества. Для российских компаний именно этот "интеллектуальный товар" могжет стать ключом к выживанию на мировом рынке.

Горький плод глобализации

В самом начале эры индустриализации немногочисленные компании ориентировались в своей деятельности на, как правило, местные источники сырья, местные трудовые ресурсы, на местных потребителей и практически не конкурировали с компаниями, находящимися в других регионах.

Научно-технический прогресс вызвал бурное развитие транспорта и средств связи, что привело к становлению мировых рынков сырья, промышленного оборудования и рабочей силы. Все это создало возможность, а затем и острую необходимость ведения бизнеса там, где это наиболее выгодно в текущий момент времени.

Местонахождение компаний перестало являться конкурентным преимуществом, одновременно появилась возможность быстрого, в том числе и кратковременного, привлечения практически неограниченного количества трудовых ресурсов, сырья и оборудования, что позволило быстро производить любой товар в любом количестве и быстро доставлять его в любое место.

Глобальный и, как первоначально казалось, бездонный мировой рынок вдруг стал тесен, и оказалось, что свободных мест на нем нет и уже не будет. На все имеющиеся места уже выстроилась длинная очередь претендентов, любой из которых без труда может быстро заполнить весь рынок своими товарами и услугами.

Ловля черной кошки в черной комнате

Столкнувшись с постоянным конкурентным сжатием мирового рынка, многие компании пошли по наиболее легкому пути, - пути сокращения издержек за счет переноса трудозатратой части бизнеса в регионы с максимально дешевой рабочей силой и минимальной сопутствующей нагрузкой (экологической, социальной, образовательной, научной и т.д.).

В настоящее время данный процесс находится пока только в начальной фазе своей траектории, но уже вызывает серьезные социально-экономические и, как следствие, политические осложнения в Западной Европе, Северной Америке и Японии. К каким последствиям он будет приводить в своей завершающей фазе, можно только догадываться.

Тренинг по теме "Промышленная переработка знаний (реальное практическое применение)" 20 июля

Однако и для регионов-реципиентов все складывается не так радужно, как могло бы показаться. Отсутствие должных социальных, экологических, образовательных, научных и других затрат приводит к ускоренной амортизации природных и человеческих ресурсов и, как следствие, к эксплуатации данных регионов "на износ". Кроме того, скорость научно-технического прогресса такова, что ставка на дешевые рабочие руки может в отдаленной и даже среднесрочной перспективе привести к проигрышу, так как любой ручной труд по соотношению "стоимость/эффективность" гарантированно проигрывает "труду" автоматизированному и роботизированному, и чем дальше, тем этот проигрыш будет больше.

"Бои с тенью"

Если все компании берут свое сырье, оборудование, трудовые и финансовые ресурсы на одних и тех же открытых мировых рынках, то чем и в чем они могут конкурировать, за счет чего одни в этой борьбе, могут обходить других? Современная мировая конкуренция - это конкуренция нематериального.

В настоящее время, по оценкам экспертов, до 30-40% стоимости промышленных, инженерных и даже торговых фирм приходится на долю их "нематериальной" собственности. Именно эта собственность и отличает одни компании от других, именно она позволяет им побеждать.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

"Корпоративные знания" - это совокупные профессиональные знания сотрудников компании, их опыт, и их навыки. Они существовали и были важны и раньше, однако в современных условиях тотальной глобализации, знания стали основным конкурентным преимуществом. Кроме того, они стали приобретать способность автономного существования и даже - свойство товара.

Знания средневекового ремесленника были практически неотделимы от него и умирали вместе с ним, в лучшем случае частично передаваясь ближайшим подмастерьям, как правило - по прямой родственной линии. Прогресс в области ИТ создал возможность "объективизации" промышленных знаний, отделения от "носителей", их сбора, систематизации, проверки, переработки, хранения, тиражирования, распространения и т.д. В результате знания превращаются в индустриальный продукт, а в дальнейшем - и в рыночный товар.

Технологии и инструменты переработки знаний

Стоимость сотрудника равна стоимости его знаний. Компании, работающие на остро конкурентном мировом рынке, нуждаются в инструментах оценки/проверки знаний сотрудников, а также в инструментах "вложения" в сотрудников дополнительных знаний. Более того, предприятия не могут себе позволить роскошь потери знаний, имеющихся у персонала, вследствие потери (увольнения, болезни и т.д.) их носителей (сотрудника, или тем более группы сотрудников). Для решения этих вопросов применяются соответствующие инструменты и технологии.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Для работы с управленческо-организационными знаниями применяются, например технологии "кейсов", а для работы со знаниями из предметных областей - технологии "тестов" и "учебников-энциклопедий". Технологии "кейсов" основаны на унификации действий в стандартных ситуациях и базируются на принципе "накопления успешного опыта". Они состоят в экспертном прогнозировании ситуаций, потенциально возможных в деятельности конкретных сотрудников и отделов, в разбиении этого множества на подмножества, в моделировании всех вариантов развития каждой подобной ситуации, в зависимости от внешних условий. В итоге идет выработка на основании результатов этого моделирования четких и подробных инструкций для всех возможных будущих участников подобных ситуаций.

Эти "инструкции", в отличие от традиционных инструкций, выполняются не в виде никому не нужных толстых выцветших "методичек", пылящихся в шкафах, а виде цифровых моделей, интегрированных в информационную систему компании в тесной взаимосвязи с остальными блоками.

Так, например, кейс "Пожар в офисе №3" должен в информационной системе компании быть взаимосвязан с блоком "Система видеонаблюдения в офисе №3", с блоком "Кадровый учет в офисе №3", и с блоком "Контракты, ведущиеся офисом №3". Все это превращает чрезвычайную ситуацию пожара в "стандартную", спрогнозированную и смоделированную ситуацию и минимизирует ущерб от ее возникновения. Кроме того, данный кейс сам должен являться основой для других кейсов, например, служить основой для кейса "Контракты, ведущиеся офисом №3" - это позволит снизить концентрацию специфических рисков в одном месте.

Тренинг по теме "Промышленная переработка знаний (реальное практическое применение)" 20 июля

Точно так же прогнозируются, моделируются и программируются все остальные потенциально возможные ситуации, от заключения контракта, до празднования дня рождения. Самым главным в этом процессе является то, что прогнозирование, моделирование, и программирование осуществляется высококлассными специалистами, и изготовляемые кейсы представляют собой очищенные, отформатированные и растиражированные знания, причем не просто зафиксированные на бумаге, а воплощенные в информационные системы и превращенные в реально применимый инструмент.