Разделы

Бизнес

Российские ИТ-компании спасет "интеллектуальный товар"

В условиях ускоряющейся глобализации формализованные знания становятся продуктом и одним из основных корпоративных активов. Технологии прикладной инженерии знаний находят широкое применение в повседневной коммерческой практике, предоставляя компаниям, их использующим, существенные конкурентные преимущества. Для российских компаний именно этот "интеллектуальный товар" могжет стать ключом к выживанию на мировом рынке.

Эти методы фактически являются переносом методики "программирования" с чисто машинной среды, в среду человеко-машинную. Данные технологии позволяют существенно экономить время и средства, а главное - достигать максимального результата минимальными затратами. Но этим они не ограничиваются, например, предоставляют уникальные возможности по "визуализации" знаний персонала, что затруднительно осуществить иными средствами.

Так, например, технологии автореферирования должностных обязанностей или должностных знаний позволяют объективно увидеть, что у данного сотрудника "в голове" и дают уникальный материал для обучения новых сотрудников. Применение этих технологий по отношению к новым сотрудникам или кандидатам точно так же позволяет заглянуть им "в голову" и сократить затраты времени и средств на тестирование и/или адаптацию кандидатов или новичков.

Технологии "тестов" и "учебников-энциклопедий" базируются на объективизации и формализации знаний из конкретных предметных областей. Они являются логическим продолжением традиционных технологий индустриального обучения, их развитием в направлении отделения содержательного контента от его носителей, а также на построении формализованных каркасных моделей конкретных предметных областей.

В современном высоко конкурентном бизнесе работодатель не имеет возможности оставаться в неведении относительно количества и качества знания своих сотрудников - это чревато риском полного краха его бизнеса. Проблема состоит в том, что по косвенным признакам (публикации, выступления, и т.д.) может быть оценена очень небольшая часть персонала, а для остальной, значительной его части косвенные методы неприменимы, а проверка профессиональных знаний прямым тестированием всех подряд разорительна экономически и нереальна организационно.

Технологии учебников-энциклопедий состоят в построении каркасных моделей предметных областей, которые, во-первых, используются как учебники для первичного изучения области, во-вторых - как справочники для выяснения конкретных узкоспециальных вопросов, а в-третьих - служат "матрицей" для фоновой сортировки и размещения новых знаний из данной области, приходящих из самых разных источников.

При этом специальные знания одних сотрудников становятся доступны другим. За счет единства матрицы предметной области они собираются в одном месте и могут быть эффективно соотнесены друг с другом, что само по себе может дать много полезной информации.

Да и все новые знания по конкретному вопросу конкретной предметной области сразу размещаются в матрице (возможно - с замещением устаревших знаний), и сразу становятся доступными, их не нужно выискивать по малотиражным журналам и сайтам. В идеале и тесты, и учебники-энциклопедии должны полностью интегрироваться в информационные системы компаний, а их использование - являться обычной повседневной практикой.

Ключевым, переломным моментом в этом процессе является переход от автореферирования знаний силами самих специалистов-носителей (что тоже неплохо) к использованию профессиональных инженеров по знаниям, а в дальнейшем - и к передаче этих работ на внешний аутсорсинг, в специализированные компании, которые уже начинают появляться.

На ИТ-рынок постепенно выходят разнообразные инструменты для работы с формализованными знаниями (например - в составе средств коллективной разработки или в составе средств автономного обучения), так что процесс ускоренной индустриализации знаний становится объективной реальностью. Естественно, что оборотной стороной этого процесса является повышение риска утечки "добытых и очищенных" знаний, но положительные моменты от подобной добычи и очищения, этот риск явно перевешивают.

"Контуры грядущего"

Любой ручной труд либо полностью автоматизируем, либо, как минимум - в значительной мере механизируем, что резко повышает производительность труда, и как следствие - столь же резко сокращает потребность в носителях этого труда. Труд умственный автоматизации пока (к счастью) не подлежит, но частичной механизации уже поддается, и средством такой механизации являются технологии промышленной работы со знаниями.

Основой данных технологий является процесс объективизации и формализации индустриально значимых знаний, а главное - их отделение от "носителей". Эти обезличенные и формализованные знания постепенно превращаются в основной актив глобальных компаний, а процесс управления ими (наряду с точно такими же "обезличенными" денежными средствами и ценными бумагами) - в основной вид деятельности.

Александр Краснов, «Лаборатория Числитель»: «Штурвал» автоматизировал практически все, что инженеры и разработчики настраивали вручную
Маркет

Производство материальных товаров постепенно замещается производством знаний, да и для самих материальных товаров: их ценность все в меньшей степени определяется стоимостью использованного сырья, и все в большей - заложенными, воплощенными в них знаниями.

На рынке уже появляются компании, главным и единственным продуктом которых являются найденные, извлеченные, очищенные, систематизированные и переработанные знания, которые в свою очередь, допускают быстрое и неограниченное тиражирование и распространение.

Все это постепенно приведет к возникновению в мировой экономике непростой ситуации, когда большинство из ныне действующих на мировом рынке компаний, станут излишними, так как их совокупные производственные возможности будут откровенно избыточными и потому невостребованными. По мере прогресса средств вычислительной техники и базирующихся на них ИТ этот процесс будет только ускорятся.

Аналогичная непростая ситуация будет складываться и на рынке умственного труда, где требования к объему и качеству знаний будут постоянно повышаться, а сами эти профессиональные знания (вследствие ускорения прогресса) - ускоренно устаревать и терять ценность.

Государство и бизнес делят ИИ на зоны ответственности
Импортонезависимость

Рано или поздно все эти процессы приведут к разделению и сегрегации стран, народов и общественных групп по критерию их доступа к знаниям, и соответственно - по возможности пользоваться плодами эти знаний.

Грядут непростые для российских ИТ-компаний времена

Почти все российские несырьевые компании до сих пор работают в тепличных условиях фактически полной изоляции от мирового рынка, и соответственно - от царящей на нем предельно жесткой конкуренции. Однако, уже в обозримой перспективе защитная стена упадет, и волна глобализации хлынет на территорию РФ, сметая с рынка всех, кто к ней не подготовился.

Не имея возможности конкурировать с западными компаниями по доступности технологий, инфраструктуры и кредитных ресурсов, а с восточными - по стоимости рабочих рук и силе государственной поддержки, российским компаниям придется искать какие-то другие преимущества, дающие им возможность выживания в складывающейся ситуации.

Тренинг по теме "Промышленная переработка знаний (реальное практическое применение)" 20 июля

Грамотное и интенсивное использование формализованных корпоративных знаний является одним из таких преимуществ, а своевременный выход на уже зарождающийся глобальный рынок индустрии знаний даже может дать шанс закрепиться на гребне волны мирового прогресса.

Михаил Радченко / CNews