Разделы

Бизнес

Любовь Рыбакова: Западный ритейл выбирает российские решения

Российский ритейл растет высокими темпами – как продуктовый сегмент, так и сектор non-food - торговля одеждой, обувью, аксессуарами. Усиливающаяся конкуренция и необходимость оптимизации издержек вызывают рост ИТ-потребления в этой сфере. Любовь Рыбакова, генеральный директор компании Borlas Retail, рассказала корреспонденту CNews об основных тенденциях в этом сегменте, перспективах рынка и о том, почему в свое время компания сделала ставку на специализированные решения именно для non-food.

Очень много знаний и опыта нам дал такой проект, как автоматизация сети магазинов детских товаров "Банана-Мама". Мы убедились, что наш программный комплекс TradeX способен работать в быстрорастущей сети магазинов с огромным объемом транзакций. Кроме того, здесь была выполнена полномасштабная интеграция с SAP Retail.

Среди последних проектов – проект автоматизации для Bosco di Ciliegi Family. Мы уже приступили к интересному проекту комплексной автоматизации торговой компании Bosco Sport, которая помогает нашим российским спортсменам и разрабатывает экипировку для участников Олимпиад. Также мы успешно сотрудничаем с активно развивающейся сетью магазинов Kira Plastinina.

Сейчас мы работаем и с другими известными сетями, скоро вы услышите об этих проектах. Но еще раз хочу подчеркнуть, что для нас дорог любой клиент, будь то российский или западный, один-единственный магазин или целая сеть.

CNews: В каком направлении вы планируете развивать ваши решения для торговли в дальнейшем? Каковы в целом ваши планы?


Любовь Рыбакова: Ключевая тенденция развития рынка информационных технологий в сфере розничной торговли – отраслевая специализация решений на основе "лучших практик

Любовь Рыбакова: Мы постоянно развиваем свои программные продукты – в течение года выпускаем несколько версий. В них включаем новую функциональность, появление которой зачастую обусловлено пожеланиями наших клиентов, причем как российских, так и западных. Либо это наши собственные нововведения, основанные на знании торгового бизнеса, оценке тенденций рынка, внимательном отношении к изменениям законодательства. Кроме того, появляются различные технологические новинки, например, от нашего давнего партнера – корпорации Microsoft, позволяющие улучшить наши решения. Однако при всех нововведениях мы исповедуем главный принцип – сохранить все, что уже есть у клиента и успешно работает, то есть сберечь уже сделанные им инвестиции.

Скажем, недавно мы выпустили новую версию системы TradeX, в которой хорошо проработана ИТ-поддержка разнообразных маркетинговых акций. В следующей версии планируем добавить функциональность для обувных компаний, например, реализовать учет по коробам – для некоторых клиентов это важно.

Иногда думаешь – а куда же идти дальше, ведь в наших решениях практически все уже сделано? Однако на самом деле идей появляется множество. Я иногда сожалею, что раньше, в прошлых версиях программы, чего-то не было. Мы тогда только строили бизнес, только развивали решения, в результате одни клиенты соглашались подождать, пока мы сделаем новую функциональность, вторые же хотели внедрять "здесь и сейчас" и выбирали другие решения. Сегодня ситуация принципиально иная – некоторые клиенты даже не задумываются, что им понадобится в будущем какая-либо иная функциональность, а мы это уже предусмотрели и эту функциональность в системе уже реализовали. И в тот момент, когда она потребуется, мы будем готовы. Например, год назад мы реализовали функцию управлению складом с помощью ячеек через онлайновый терминал. Пока эти возможности используют мало, но в будущем они будут весьма востребованы. Таким образом, мы постоянно стремимся двигаться вперед.

Также мы осваиваем новые рынки – например, стали работать с украинскими клиентами. В этом году там распахнут свои двери покупателям универмаги и магазины, которые будут работать на наших решениях. Планируют продвигаться на Украину и другие торговые сети, уже являющиеся нашими клиентами, а значит, ради успеха их бизнеса мы просто обязаны приходить в новую страну вместе с ними.

Мы идем и в Республику Беларусь: там открываются филиалы торговых компаний – наших нынешних клиентов, и появляются новые, белорусские сети, заинтересованные в наших разработках. Так что мы активно расширяем географию присутствия, партнерскую сеть.

Также скажу, что осенью этого года мы выпустим на рынок еще один продукт для другого сегмента рынка. Наши клиенты растут, расширяют направления своего бизнеса, и мы планируем развиваться вместе с ними, например, тесно интегрироваться с модулями для управления персоналом, управления финансовыми потоками. Для этого нам нужен надежный партнер, близкий нам по духу, которого мы могли бы рекомендовать своим клиентам.

Еще одно направление развития – интеграция ИТ-систем, призванных решать задачи различных подразделений. Основная задача – автоматизировать обмен информационными потоками между этими системами. Далеко не всегда удобно и оптимально использовать единую ERP-систему для автоматизации всего и вся. Например, мы успешно реализовали проект для французской компании Chanel – интеграцию нашей торговой системы с системой Microsoft Dynamics AX. Намечаются новые интеграционные проекты.

Как автоматизировать рутину с помощью роботов и ИИ: опыт, советы, цифры и факты
Маркет

CNews: Расскажите немного о себе - как вы пришли в ИТ-бизнес? Приходится ли вам сталкиваться с предубеждением против женщин в ИТ?

Любовь Рыбакова: Изначально я не планировала связывать свою жизнь с информационными технологиями. Закончила педагогический университет имени Ленина, несколько лет работала преподавателем в школе, мне нравилось то, чем я занималась. Позже жизнь так сложилась, что я попала во французскую компанию FIT – один из лидеров на рынке автоматизации продуктовых сетей. Мы нашли общий язык с Ги Лемером, владельцем компании, и он пригласил меня на работу. FIT стала одной из первых предлагать в России высокотехнологичные решения для розничных сетей магазинов.

Именно в FIT я постигла азы менеджерской работы, прошла серьезный путь, многому научилась. Например, для Ги Лемера очень важным было наше отношение к клиентам. Он говорил: когда вы поднимаете трубку и разговариваете с клиентом, тот должен чувствовать, что вы улыбаетесь. Важно все – как вы встретили клиента, как показали ему продукт. Даже сказать клиенту "нет", даже отказать нужно так, чтобы он все равно к вам вернулся. Казалось бы, простейшие вещи, но все большое начинается с малого. Для меня это была хорошая западная школа.

Затем я попала в крупную российскую ИТ-компанию IBS. Там я также многому научилась, познакомилась с профессиональными менеджерами, поняла, как важно быть частью коллектива и быть преданным своему делу. Проработав почти 5 лет в IBS, решила попробовать и создать свой бизнес с нуля.

Если мы говорим о предубеждении против женщин в ИТ-сфере, то со мной такого не было – мне повезло встретить понимающих людей и талантливых руководителей. Например, это глава IBS Анатолий Карачинский, который поддерживал меня, это президент группы "Борлас" Алексей Ананьин, ставший надежным бизнес-партнером и просто другом. Сотрудничество с ними много дало мне в профессиональном плане. И, конечно, это мой муж, во многом благодаря которому мы и создали  компанию Borlas Retail. Если бы не его поддержка и вера в меня, я вряд ли достигла бы такого успеха.

Владислав Уткин, «Технониколь»: Генеративный искусственный интеллект производственными компаниями пока не востребован

А что касается женщин в ИТ… Женщинам вообще непросто в любом бизнесе, хотя умный мужчина прекрасно понимает, что профессионализмом и опытом - а это главное для бизнеса - может обладать и женщина. Но часто бывает так, что мужчины-руководители промахи и неудачи сотрудникам-мужчинам прощают легче, чем их коллегам-женщинам. Вот почему я хорошо понимаю, что должна быть намного активнее, намного умнее, намного успешнее, при этом ни на кого не надеяться и всегда двигаться вперед. Я должна быть лучше – стратегически, тактически – как угодно. Рада, что мне это удается. Конечно, во многом это происходит благодаря людям, с которыми я работаю, и об этом я всегда помню.

Юлия Муромец, Екатерина Толкачева / CNews