Спецпроекты

"Казахтелеком". Новый биллинг - платформа для роста

Телеком Проводная связь Беспроводная связь
Современная система биллинга – сердце любой крупной телекоммуникационной компании. Ее функционал и надежность - важные составляющие, способствующие успеху предприятия на рынке. Для повышения качества обслуживания клиентов и расширения пакета предложений компания "Казахтелеком" внедрила в своих филиалах систему биллинга с помощью интегратора AT Consulting.

Компания "Казахтелеком" является ведущим игроком телекоммуникационного рынка в Казахстане. В 2009 году консолидированные доходы акционерного общества от реализации услуг составили 146,9 млрд тенге, что на 3% больше, чем в прошедшем году. По результатам своей деятельности в кризисный год компания улучшила свои показатели финансовой устойчивости.

Абонентская база "Казахтелеком" по итогам 2009 года составила порядка 400 тыс. пользователей коммутируемого доступа в интернет и 1,4 млн человек - пользователей ШПД. В свою очередь, рост числа абонентов-пользователей интернета составил 153% по сравнению с прошлым годом.

Реализация ряда инфраструктурных проектов и внедрение новых технологий в 2009 году позволили компании увеличить телефонную плотность на 100 жителей до 23,15 номеров. Количество же фиксированных линий составило 3,6 млн единиц.

Внедрить самостоятельно?

Немалую роль в достижении успешных показателей компании сыграло внедрение новой системы расчетов за телекоммуникационные услуги.

Компания приняла решение о внедрения нового биллинга в 2006 году. К тому времени необходимость преобразований уже назрела: почти десять лет "Казахтелеком" пользовался разработанной самостоятельно системой биллинга, тарифицировавшей услуги, которые были традиционными много лет назад: междугородние и международные переговоры, абонентская плата за разные виды услуг, услуги интернет. В биллинге отсутствовали возможности создания пакетов и сложных ценовых предложений для клиента. Это не отвечало современным телекоммуникационным тенденциям и запросам потребителя. Помимо этого, неудобным с точки зрения эксплуатации и скорости вывода новых услуг на рынок был тот факт, что решение было децентрализованным: каждый филиал работал в отдельной инсталляции. Для того чтобы создать собственный централизованный биллинг, потребовался бы достаточно большой объем работ по разработке и тестированию.


Первый год "Казахтелеком" работал над развертыванием системы самостоятельно

Именно поэтому бизнес поставил перед ИТ-департаментом задачу выбора и внедрения промышленного решения. В первую очередь, внедряемое биллинговое решение должно было иметь надежное и гибкое в настройке ядро по предоставлению пакетов услуг клиентам.

Резюмируя вышесказанное, на момент выбора системы "Казахтелеком" преследовал три основные цели. Во-первых, - централизовать все расчеты за услуги связи на базе единой биллингового центра. Предыдущая система была основана на "федеральной" архитектуре с установкой сервера биллинга в каждом филиале. Во-вторых, обеспечить конкурентные преимущества перед другими операторами связи за счет возможности ускоренного ввода на рынок гибких тарифных предложений, основанных на использовании пакетов услуг. В-третьих, внедрить в компании централизованный каталог продуктов.

Этим и другим критериям в полной мере удовлетворяло решение от известного американского производителя.

Первая фаза внедрения была выполнена своими силами с привлечением поставщика новой системы.

Интегратор как связующее звено

Начался проект с приобретения нескольких ключевых модулей биллинга, и первый год "Казахтелеком" работал над развертыванием системы самостоятельно. Была реализована функциональность для обработки и тарификации услуг сети передачи данных, разработаны интерфейсы к системам обработки заказов (order management) и управления клиентами, развернут комплекс серверного оборудования в дата-центрах компании "Казахтелеком". Но к концу 2007 года она пришла к выводу, что собственных ресурсов для дальнейшей работы над внедрением недостаточно. Основная сложность заключалась в отсутствии требуемого количества выделенных людских ресурсов для обеспечения задач управления проектом и проведения приемочных испытаний. Проект требовал большой команды специалистов, полностью выделенной для работы с новым биллингом. Кроме того, назрела необходимость в повышении эффективности координации работ производителя биллинга и ряда подрядчиков, вовлеченных в масштабный проект. Руководством "Казахтелеком" было принято решение о привлечении к проекту стороннего интегратора.

В 2008 году был проведен тендер, который выиграла группа компаний AT Consulting, уже имевшая опыт работы с поставщиком биллинга. На момент привлечения интегратора основными задачами оставались проработка и настройка механизма расчета междугородних переговоров, внедрение системы начисления абонентской платы и запуск на базе пилотного филиала. Это позволило на 2 фазе оптимизировать управление проектом, обеспечить требуемую координацию и взаимодействие вовлеченных в процесс внедрения подрядчиков и выполнить запуск решения в установленные сроки.