Разделы

Цифровизация

Какие ИТ-услуги нужны рознице?

В условиях укрупнения и расширения бизнеса российские розничные сети вынуждены регулярно корректировать свои ИТ-стратегии, внедрять дополнительные программные продукты, либо переходить на централизованные решения, а также поддерживать уже построенную ИТ-инфраструктуру. Все это подразумевает постоянно растущий спрос на профессиональные ИТ-услуги, доля которых устойчиво высока в общей структуре ИТ-затрат отечественного ритейла.

Уходя от "лоскутности"

Российские розничные сети все еще балансируют между лоскутной автоматизацией и полным ИТ-аутсорсингом, отмечает Вадим Галимов, коммерческий директор "Сервис Плюс АРТ". Сегодня эти игроки могут выбрать как функциональные решения (финансы, производство, маркетинг, продажи, персонал), так и интеграционные (на уровне корпоративных приложений или баз данных). Последние покрывают (включая мониторинг и настройку) бизнес-процессы, охватывающие множество аспектов деятельности торгового предприятия. Именно здесь формируется потребность в тех или иных профессиональных ИТ-сервисах.

Завершив этап первичной автоматизации, бурно растущие розничные сети достаточно быстро столкнулись с проблемой "зоопарка" ПО. Попытки ее преодоления начали предпринимать крупные игроки, обратившись в сторону ERP. Однако при довольно обширном накопившемся уже опыте удачных, в большей или меньшей степени внедрений, средний и малый торговый бизнес продолжает относиться к этой аббревиатуре настороженно. И напрасно – по мнению Романа Шерна, исполнительного директора компании "Компас", "слова о том, что внедрение ERP–системы – всегда очень дорого и очень долго, являются мифом". Тем не менее, он обращает внимание на сложности выбора адекватного решения. Адекватного – в данном случае значит, имеющего широкую готовую функциональность, соответствующего действующим нормативным актам и подразумевающего развитый настроечный инструмент. Наличие перечисленных характеристик ERP–системы, считает Роман Шерн, позволяет при внедрении свести к минимуму или вообще отказаться от привлечения к пуско-наладочным работам представителей поставщика. С другой стороны, продукт должен интегрироваться со "сторонним" программным обеспечением, а также обладать технологическими возможностями обновления версий без потерь. Дополнительным доводом в пользу выбора той или иной системы эксперт называет качественную, постоянно актуализируемую документацию, включающую пошаговые инструкции для наиболее часто производимых действий.

В настоящий момент специфику проектов автоматизации розничных сетей, отмечает Андрей Путилов, заместитель генерального директора, ГК Ansoft, определяют такие особенности, как, например, распределенность объектов, большое их количество, мультиформатность, а также огромные объемы данных. Перед крупными, активно реализующими стратегию экспансии игроками появляется в этой связи выбор - между распределенным и централизованным решением. Каждое, по мнению Андрея Путилова, имеет как свои очевидные плюсы, так и минусы. Например, в распределенном решении существует сложность настройки репликации данных, при этом оно работает на любых каналах связи, в том числе и в автономном режиме отдельных подразделений, позволяя фильтровать (трансформировать) данные для разных удаленных подразделений. В централизованном решении нет необходимости настраивать репликацию, однако для него нужны достаточно быстрые каналы, а в случае сбоя связи или центрального сервера практически останавливается работа всей компании. При этом, учитывая, что все сотрудники работают в единой БД, степень защиты данных здесь относительно низкая. Исходя из специфики решений, в связи с ними возникают и разные ИТ-задачи. Например, в распределенных системах объективно сложно администрировать все их объекты. А использование различных каналов угрожает низким, в целом, качеством связи. Со своей стороны, в централизованных системах необходимо поддерживать большой массив данных, обеспечивать сбор всей информации в единой базе.

Непростые условия, в которых работают сегодня российские сети, определяют потребность в решениях, позволяющих быстро реагировать на изменения рынка. Необходимо принимать управленческие решения на основе оперативного доступа к максимально полной информации. В этой связи Николай Симонов, директор департамента систем аналитической отчетности, Amphora Group, подчеркивает актуальность специального инструментария для анализа информации. Информационно аналитические системы обеспечивают возможность построения гибких отчетов, подготовку их в срок, а также получение консолидированной отчетности в разрезе множества учетных систем. Вся детальная информация за все время существования компании, перенесенная в корпоративное хранилище данных (КХД), позволяет выявлять любые зависимости, строить различные тренды. Таким образом, с помощью КХД розница может управлять промоакциями, контролировать логистику, проводить план-факт анализа, выявлять зависимости и закономерности и пр.

Александр Заржецкий, руководитель департамента автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли "1С-Рарус", выделяя четыре основных этапа проекта автоматизации (предпроектные работы, проектирование и реализация, внедрение и сопровождение), фокусирует внимание на первом из них. На этом этапе предполагается, в частности, проведение системного анализа бизнеса заказчика (включая определение целей и задач автоматизации), аудита существующей информационной системы, а также определение границ проекта и оценка его стоимости. Другими словами, именно здесь сосредоточен базовый набор ИТ-услуг, потребность в которых со стороны розничных предприятий до сих пор сложно оценить. На этом же этапе возникают и первые сложности, отмечает Александр Заржецкий, - работы этого рода слабо формализованы, сильно растянуты по времени и по большому счету не имеют конечной ценности для заказчика.

37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025 37-я международная выставка информационных и коммуникационных технологий Связь-2025

erid: 2W5zFHRYEHv

Рекламодатель: АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ЭКСПОЦЕНТР»

ИНН/ОГРН: 7718033809/1027700167153