Разделы

Документооборот

Как ускорить переход России на электронные документы

Электронный документооборот позволяет сократить издержки и повысить скорость и прозрачность работы бизнеса и государственных учреждений. За последнее десятилетие был накоплен большой опыт в этой сфере, появились разные подходы к развитию электронного взаимодействия. Открытая и закрытая модели документооборота имеют свои плюсы и минусы в масштабах всей страны.

С каждым годом все больше хозяйственных операций переносится в интернет: отчетность, документооборот между компаниями, торги, работа с открытыми данными. Нормативная и технологическая база, созданная за последние годы, позволяет предприятиям полностью отказаться от бумаги. Экономически это более чем оправданно: переход на электронный документооборот в сфере B2B позволит сократить издержки на десятки миллиардов рублей ежегодно. И это не считая увеличения скорости документооборота и повышения прозрачности бизнеса.

Однако пока этого не произошло. Компании вновь и вновь изобретают велосипед, игнорируя огромный опыт, который накопили за прошедшее десятилетие, хотя за это время наметились новые подходы к развитию электронных коммуникаций и появились эффективные модели.

Открытая и закрытая модель

Все варианты электронного взаимодействия государства и организаций, по большому счету, сводятся к двум моделям. Закрытая модель подразумевает, что взаимодействие осуществляется через одну точку, единого оператора (это может быть государство или уполномоченный орган). В открытой модели роль операторов системы могут выполнять как государство и уполномоченные органы, так и независимые рыночные игроки.

В первом случае государство своими силами оказывает услуги бизнесу. Оно за свой счет создает и поддерживает информационные системы, не допуская или прямо запрещая системы других производителей. Второй сценарий предполагает, что государство концентрируется на внутренних информационных системах профильных ведомств и обмене данными между ними. При этом оно задает «правила» взаимодействия пользователей с этими системами: устанавливает форматы и технологию передачи данных, развивает систему регламентов. Услуги конечным пользователям оказывают конкурирующие между собой операторы.

На первый взгляд, закрытая модель эффективнее и проще в реализации. Некоторые государства, например Казахстан и Эстония, с успехом ее применяют. Есть позитивный опыт работы по такой схеме и в нашей стране: ряд российских ведомств заслуженно гордятся построенными закрытыми информационными системами, которые прекрасно решают стоящие перед ними задачи.

Но по мере роста и появления новых требований преимущества использования закрытой модели в масштабах всей страны, особенно такой большой и многообразной, как Россия, нивелируются рядом серьезных проблем. Во-первых, высокая сложность и стоимость разработки систем, помноженная на их количество в стране. Во-вторых, не менее высокие затраты на последующее развитие и масштабирование, которые целиком ложатся на плечи бюджета. Наконец, техническая поддержка пользователей. По оценкам экспертов, совокупные затраты на поддержание инфраструктуры и консультирование абонентов могут достигать i20 млрд в год только для одной крупной системы уровня ФНС.

Открытая модель в долгосрочном плане и в российских условиях более жизнеспособна. Она позволяет запустить электронное взаимодействие без существенных затрат бюджетных средств, за счет инвестиций операторов – конкурирующих разработчиков программного обеспечения. При этом рыночные игроки заинтересованы в том, чтобы развивать сервисы с учетом требований пользователей и новейших достижений ИТ-отрасли.

Открытая модель в России

Именно по открытой модели 13 лет назад внедрялась отчетность через интернет в налоговые органы. Это был первый опыт электронного юридически значимого документооборота в стране. С нуля разрабатывалась вся нормативная база, обосновывалась логика работы и требования к защите информации.

Как мигрировать с SAP ERP на 1С за 9 месяцев: кейс крупного производителя табачной продукции
Бизнес

Опыт ФНС до сих пор остается непревзойденным. Доля юридических лиц, которые представляют отчетность в налоговые органы через интернет, превысила 90%, а это почти 1,3 млн организаций. Сохраняя лидерство в сфере интернет-отчетности, ведомство переводит в электронный вид все новые сценарии взаимодействия с налогоплательщиками: сверку расчетов по налогам и сборам, отправку требований о представлении документов, пояснений, уплате налога и пр.

Главный фактор успеха в том, что налоговые органы пошли по одному из вариантов открытой модели и создали институт специализированных операторов связи (сейчас они называются операторами электронного документооборота). ФНС взяла на себя только профильные задачи, передав значительную часть технической работы и поддержку пользователей операторам. По аналогичной схеме работают ПФР и Росстат. На схожих принципах строится система юридически значимого ЭДО между организациями.

Правила игры

Наибольшие плоды открытая модель принесет, если соблюсти три принципиальных условия. Требования к электронным документам, принципы взаимодействия и «правила игры» должны быть максимально унифицированы. Это даст возможность масштабировать процесс электронного взаимодействия без существенных затрат и технологических проблем, а все части общероссийской системы ЭДО будут технологически совместимы друг с другом. Нормы и регламенты должны вырабатываться при участии экспертного сообщества. В противном случае может оказаться, что сформулированные государством принципы не будут применимы на практике. Открытая модель не означает, что государство полностью самоустраняется от предоставления сервиса конечным пользователям. Просто сервисы, которые разрабатывают госорганы, будут не единственными на рынке.

Как сократить время на настройку резервного копирования и повысить его надежность?
Цифовизация

Открытая модель оптимальна по соотношению затрат и качеству услуг, которые предоставляются конечным пользователям. Логично, чтобы именно она стала отправной точкой для развития электронного взаимодействия и применялась повсеместно: при внедрении электронной отчетности в госорганах, при доработке нормативной базы ЭДО, при развитии законодательства об электронной подписи и при создании нормативной и технической базы для работы с открытыми данными.

За 13 лет развития электронного документооборота в России открытая модель доказала свою эффективность. Мы уверены, что работа в этой логике позволит уже в ближайшее время отказаться от большей части бумажных документов и снизить издержки госорганов и бизнеса.

Дмитрий Мраморов