Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

Как найти и обезвредить сотрудника-саботажника

Секретная служба США совместно с CERT (Computer Emergency Response Team) представили результаты собственного исследования внутренних угроз ИТ-безопасности.

Аналитикам удалось установить, что подавляющая часть сотрудников, которые тем или иным образом саботировали ИТ-инфраструктуру компании, занимали технические должности в пострадавшей организации. В результате их действий компании понесли финансовые убытки, столкнулись с негативными последствиями в бизнес-процессах, пострадала так же их репутация. Часто злоумышленников удается привлечь к ответственности, в основном, из-за нарушения федерального законодательства.

Также были выявлены некоторые другие закономерности:
  • Любой неприятный инцидент на работе подстегивает саботирующие действия недобросовестных сотрудников.
  • Многие злоумышленники стараются вести себя на рабочем месте как положено и не вызывать подозрения, при этом большая часть планирует свои вредоносные действия заранее.
  • Будущие корпоративные диверсанты часто при найме на работу получают права администратора на доступ к корпоративной сети или привилегированные полномочия на управление ИТ-ресурсами, однако на момент саботажа авторизованный доступ к ИТ-инфраструктуре имеют меньше половины злоумышленников.
  • Если сотрудник хочет навредить своему работодателю, то в большинстве случаев он предпочтет какой-нибудь простой метод или незамысловатое средство, которое саботирует приложения, бизнес-процессы, процедуры и т.д. Иногда недобросовестные служащие применяют уже готовые инструменты, в которых реализованы довольно сложные механизмы атак.
  • Большая часть корпоративных диверсантов специально компрометируют учетные записи пользователей, создают неавторизованные учетные записи для скрытого входа в систему, а также используют многопользовательские учетные записи.
  • В подавляющем большинстве случаев деструктивные действия осуществлялись при удаленном доступе к корпоративной сети.
  • Подавляющее большинство внутренних атак становится заметными только тогда, когда в информационной системе появляется серьезное отклонение или она становится вовсе не доступной.

Портрет типичного саботажника

Выше уже упоминалось, что в большинстве своем внутренние злоумышленники являются бывшими служащими компании. По данным CERT, на момент совершения атаки 59% саботажников уже не состояли в штате постоянных или временных сотрудников организации, а 41% соответственно по-прежнему работали в компании. Что же касается бывшего персонала, то 48% саботажников были уволены, 38% уволились сами, а 7% были уволены в связи с остановкой производства.

Внутренние злоумышленники – в основном бывшие служащие компании

Источник: CERT

Важно заметить, что саботажники чаще всего занимали технические должности. На долю этих внутренних диверсантов приходится 86% инцидентов. Среди них 38% системных администраторов, 21% программистов, 14% инженеров, 14% специалистов по ИТ. Что же до саботажников, не работающих в технических департаментах, 10% работают среди прочего редакторами, менеджерами, аудиторами и т.д. 4% саботажников приходится на сферу обслуживания, в частности, на общение с клиентами.

Портрет типичного саботажника

Источник: CERT

При этом в 77% случаев внутренние диверсанты трудятся полный рабочий день, в 8% - по скользящему графику, а еще в 8% являются консультантами или подрядчиками. При этом в 4% случаев в роли саботажников выступают временные служащие, а в 2% – субподрядчики.

Среди других характерных черт корпоративных злоумышленников стоит выделить половую принадлежность: 96% саботажников являются мужчинами. Однако по другим демографическим параметром выявить какую-либо закономерность не удалось. Например, диверсию может организовать как подросток, так и пенсионер, как женатый, так и разведенный и т.д.

Важным моментом является криминальное прошлое, которое часто, но ошибочно приписывают внутренним вредителям. Экспертам CERT удалось установить, что арестам в прошлом подвергались только лишь 30% злоумышленников. Среди них 18% за насильственные преступления, 11% за преступления, связанные с алкоголем или наркотиками, 11% за мошенничество.

Следует отметить, что четкий портрет организации, страдающей от действий саботажников, составить очень сложно. Это может быть как правительственное учреждение, так и представитель частного бизнеса. Однако наиболее часто (82%) от внутренних диверсантов страдают компании, работающие в секторе ИТ и телекоммуникаций.

Мотивы и план действий внутреннего саботажника

Грустные примеры из жизни

Пример 1
Системный администратор преуспевающей компании, работающей в оборонной промышленности, рассердился на начальство, так как решил, что его недооценивают в то время, как вся корпоративная сеть построена и управляется только благодаря его [администратора] стараниям и усилиям. Системный администратор поместил программное обеспечение, которое поддерживает промышленные процессы в компании, на одном единственном сервере. Потом он запугал своего сослуживца и забрал единственную резервную копию этих программных продуктов. После того как руководство уволило системного администратора вследствие агрессивного и неподобающего отношения к коллегам, логическая бомба детонировала. Обиженный сотрудник стер все данные на сервере, в результате чего компания понесла убытки в размере $10 млн., что привело к увольнению 80 служащих.

Ключом к понимаю корпоративных диверсий являются мотивы внутреннего саботажа. С этой точки зрения наиболее показательным является следующий пример.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Компания выяснила, что сотрудник достаточно компетентен в дизайне и программировании, и попросила его разработать корпоративный веб-сайт. Несколько месяцев спустя этому служащему был объявлен выговор за систематические прогулы, а президент компании сообщил ему, что руководство планирует отстранить его от работы. В этот же день обиженный сотрудник удаленно вошел в корпоративную сеть, удалил некоторые данные, а также поменял текст и картинки на веб-сайте компании. Когда саботажника задержали правоохранительные органы, он объяснил свое поведение тем, что разозлился на работодателя за то, что его отстранили.

Таким образом, самым главным мотивом к проведению диверсии со стороны служащего является месть. Более того, стычки с начальством или коллегами на работе только катализируют деструктивную активность разъяренных сотрудников. Именно подобные инциденты часто встречаются на практике.

Аналитикам CERT удалось выяснить, что в 92% случаев саботажу предшествует неприятный инцидент или целая серия таких инцидентов на работе. Что это может быть? В 47% случаев – увольнение, в 20% – спор с нынешними или бывшими коллегами, в 13% – перевод в должности или наоборот отсутствие повышения.

Какие события предшествуют саботажу?

Источник: CERT

Другими словами, 85% всех внутренних диверсантов рассержены на кого-то, кого они ассоциируют с компанией. Так, в 57% случаев сослуживцы саботажника характеризовали его как чрезвычайно рассерженного и раздраженного человека.

Cтраницы:   1   2   3  следующая