Разделы

Бизнес Законодательство

Как лечить болезни "Электронного правительства?"

Работа по формированию "электронного правительства" в России стопорится. Проблем набралось предостаточно. Попытки создания порталов госуслуг хоть и не редки но малоэффективны. Тем не менее, существует ряд тривиальных решений, которые могут оздоровить процесс внедрения новых технологий в органах государственного управления.

Существует в виртуальной сети и портал общероссийского государственного информационного центра, который содержит неоднородное описание госуслуг и не охватывает сведений по всем услугам, оказываемым органами госвласти. При этом портал содержит регламент оказания услуг с приложением формы для заполнения заявления.

Случаются в регионах примеры временного существования информационных сайтов. Как, к примеру, это произошло с порталом государственных и муниципальных услуг Белгородской области.

В Москве нет специализированного портала государственных услуг. Существует так называемая электронная приемная города Москвы "Одно окно". На этом ресурсе размещена информация только об услугах, оказываемых московской службой "одного окна", поэтому там нет исчерпывающего перечня государственных услуг.

В целом после посещения этих разнообразных сайтов обнаруживаются типовые проблемы. Портальные решения, связанные с предоставлением государственных услуг, лишены методологического и организационного единства и универсальности.

Можно выделить следующие основные трудности: нет единой архитектурной логики системы в части обращения к сервисам и нормативно-справочной информации, а также к основным функциональным компонентам. Отсутствует общая структура – разделы на разных сайтах могут иметь разные заголовки, общий дизайн сайтов также сильно отличается. Стоит отметить различный порядок описания услуг: отсутствует общий реестр (в тех случаях, когда он един), да и объемы описания разнятся. Не универсализирован порядок взаимодействия с потребителем. Для того чтобы воспользоваться порталом ГУ в разных регионах, необходимы разные знания о его структуре и клиентских сервисах. Причем в одних случаях используются средства идентификации пользователя, а в других – нет. Наконец, порталы носят информационный характер и слабо ориентированы на контакт с заявителем для получения государственной услуги. Чаще всего получение государственных услуг в дистанционном режиме просто невозможно. Страницы перегружены дополнительной информацией, отвлекающей и путающей пользователя. А государственные ведомства не участвуют в заполнении информации по оказываемым ими услугам.

Министерство экономического развития пытается решить проблему многообразия, разработав типовой информационный продукт для региональных интернет-порталов. По данным МЭР, в восьми субъектах РФ уже внедрена эта автоматизированная система, еще пятидесяти она предоставлена для самостоятельного применения. Стратегически решение правильное, но регионы беспокоит другое: не будет ли через какое-то время переданный типовой продукт заменен на другую разработку. Существует ли для них гарантия, что данная форма будет отвечать меняющимся правовым и методическим требованиям.

Проблемы "электронного правительства"

Определение направлений проведения административной реформы в России в большинстве примеров опирается на зарубежный опыт и технологии. В процессе адаптации этих технологий в России они значительно изменяются, но все-таки несут в себе отпечаток оригиналов. В отношении порталов ГУ необходимо отметить следующее: размещение информации обуславливается правовыми, административными и прочими индивидуальными характеристиками того или иного государства. Например, в США степень участия государства в регулировании вопросов оборота недвижимого имущества минимальна, следовательно, и информация, предоставляемая пользователям, будет отличаться от той, которая необходима российским гражданам.

Многие зарубежные порталы госуслуг содержат обобщенную информацию о состоянии дел в конкретной области государственного управления, описывают степень взаимодействия гражданина при поступлении на службу в армию, работу учреждений здравоохранения и детских садов, порядок получения тех или иных пособий, социальное положение различных категорий граждан.

Security Vision 5: эволюция автоматизации
Безопасность

В российской действительности, кроме информационного описания социальных отраслей, существует громадная потребность в регулировании процесса предоставления услуги и, в первую очередь, упрощения порядка ее получения.


В настоящее время существует огромное количество всевозможных инстанций, в которых происходит прямой контакт с заявителем

Правоотношения в социальной и коммунальной сферах сейчас складываются таким образом, что у государства не остается монополии на услуги, а только механизмы регулирования. В этом случае роль портала ГУ сводится к обработке запросов граждан и предоставлении информации, разъяснении последовательности действий. Иными словами, речь идет только лишь о предоставлении информационных услуг, большей частью регулируемых законом № 59-ФЗ от 2 мая 2006 года "О порядке рассмотрения обращений граждан".

На данный момент складывается довольно сложная ситуация с получением справок, разрешений, согласований, актов, свидетельств и т.д. На федеральном, региональном и муниципальном уровнях существует огромное количество всевозможных инстанций, в которых происходит прямой контакт с заявителем. Когда этот контакт будет происходить в дистанционном режиме, можно будет добиться серьезного социального и экономического эффекта. Правда, для этого придется предварительно усовершенствовать механизм межведомственного взаимодействия. Таким образом, решается целый комплекс взаимосвязанных вопросов.

Утрата государством монополии на предоставление определенного рода услуг (например, медицинских и социально-педагогических) создает дополнительные трудности. Так, на портале должен появиться доступ к большому количеству сайтов учреждений и предприятий разных форм собственности, оказывающих подобные услуги. Однако такое техническое решение может нагрузить портал большим объемом информации, затрудняя тем самым пользователю работу с ресурсом.

Говоря о проблемах "электронного правительства", нельзя не обратить внимание на новый федеральный закон № 8 от 09.02.2009 г. "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Данный акт приближает нас к более совершенной форме информационного взаимодействия населения с чиновниками. Закон напрямую упоминает такое средство коммуникации с государственными структурами, как информационно-телекоммуникационная сеть "интернет".

Подписаться на новости Короткая ссылка