Разделы

Бизнес Аутсорсинг Финансовые результаты

ИТ-директора России ответили на претензии больших интеграторов

Члены правления Союза ИТ-директоров России не могли не ответить на высказывания руководителей компаний IBS, "Крок" и "Техносерв", опубликованные в статье CNews "У больших интеграторов большие проблемы". Правление Союза ИТ-директоров России переслало в редакцию статью со своим видением ситуации на рынке ИТ-аутсорсинга в нашей стране.

Оставим в стороне то, что в цитатах, приведенных в статье, CIO названы "злейшими врагами" ИТ-отрасли - то, что руководители ведущих ИТ-компаний позволяют себе публично называть своих покупателей врагами (пусть даже в кавычках), еще раз подтверждает низкий уровень культуры на российском ИТ-рынке. Увы, процесс взросления российского ИТ-рынка идет очень медленно, но в краткосрочной перспективе гораздо более тревожны взгляды руководителей ведущих ИТ-компаний на аутсорсинг.

Известно, что российские компании действительно существенно отстают по доле аутсорсинга в общих расходах ИТ-бюджетов по сравнению с другими странами. Даже специалисты западных консалтинговых компаний признаются, что экономическая эффективность вывода ИТ-функций на аутсорсинг становится меньше нуля при пересечении границы, отделяющей страны СНГ от других стран Европы. Так в чем же здесь проблема, в кознях ИТ-директоров, которые решили испортить бизнес российским ИТ-компаниям? Или причины глубже?

Некоторые руководители российских ИТ-компаний уже не раз выступали с жесткими обращениями в адрес ИТ-директоров, которые, по их мнению, слишком много функций реализуют в рамках деятельности своих собственных служб, не отдавая их на аутсорсинг. Некоторые из таких "колоритных трибунов" отрасли даже предлагали "обходить" неуступчивых ИТ-директоров, выходя непосредственно на финансовых директоров или других топ-менеджеров с предложением передачи им части ИТ-функций. Такая позиция понятна, ведь речь идет о рынке, который коммерсантам хотелось бы расширить не только за счет новых услуг, но и за счет услуг, которые оказывают сотрудникам своих предприятий сами ИТ-службы. С этой точки зрения CIO вообще ничего не должен иметь (тем более квалифицированных сотрудников) – только бюджет.

По мнению правления Союза ИТ-директоров России, такие обвинения в адрес ИТ-директоров выдают желание переложить проблему с больной головы на здоровую. Да, еще можно встретить руководителя ИТ-службы, который считает, что его подразделение создано только для того, чтобы удовлетворить его собственные творческие и познавательные амбиции в области разработки и создания вычислительных сетей. Такой горе-руководитель всегда будет доказывать, что сам сделает быстрее и лучше, чем любой поставщик услуг. Но таких "закостенелых айтишников" единицы, большинство ИТ-директоров свою деятельность сверяет с бизнесом, и у них нет задачи побольше работы взвалить на себя. Если для компании будет выгодно отдать все функции ИТ-сервиса внешним поставщикам услуг, повысится качество, снизится стоимость и не пропадет управляемость – все такие функции немедленно будут им переданы. CIO – это прежде всего топ-менеджер, он стремится быть успешным в глазах своего руководства и нацелен на любой шаг, который ведет к увеличению эффективности бизнеса. ИТ-директоров меньше всего стоит обвинять в отсталости аутсорсинговой модели в России.

Чтобы понять причину слабого распространения аутсорсинга в России, стоит вспомнить, что инсорсинговая модель бизнеса была визитной карточкой эпохи индустриализма. Именно в ту эпоху стали выделяться отдельные функции: слесари, токари, экономисты, энергетики и т.д. В доиндустриальную эпоху профессии назывались по имени товаров и услуг, которые производили ремесленники: сапожник, портной, брадобрей и т.п. Аутсорсинг стал одной из отличительных черт уже следующей, постиндустриальной эпохи. И он стал возможен только тогда, когда функции, выделенные на предприятиях в рамках инсорсинговых подразделений, стали стандартизироваться. Единые отраслевые стандарты – это необходимое (но не достаточное) условие аутсорсинга.

Если брать российскую ИТ-отрасль, ее стандартизация не просто отстала от международного уровня, она катастрофически продолжает отставать. Казалось бы, как раз эту деятельность и должно поддержать сообщество российских ИТ-компаний. Ведь развитие стандартизации – прямой путь к тому, чтобы аутсорсинговые модели управления ИТ в России были эффективнее инсорсинговых. Оказание услуг в соответствии с международными стандартами снижает их стоимость и увеличивает их качество. Но, как это ни парадоксально, идея развития ИТ-стандартов не находит отклика у владельцев крупных российских ИТ-компаний – они не поддержали идею создания комитета по ИТ-стандартам в рамках своей ассоциации. Лишь немногие из них помогают горстке активистов переводить и продвигать международные стандарты в рамках деятельности ТК22 и некоммерческого объединения "Группа ИТ-стандарт".

Город в Удмуртии задает новые стандарты цифровизации в области водоснабжения
ИТ в госсекторе

Именно вопрос развития ИТ-стандартов в России стал тем оселком, на котором многие руководители ИТ-бизнеса, в отличие от руководителей крупных интеграторов, показали свою реальную заботу о рынке. Трудно сказать, чего больше в такой позиции лидеров нашей ИТ-отрасли: непонимания, что аутсорсинг и стандартизация являются двумя сторонами одной медали, или нежелания вкладывать усилия и средства в построение цивилизованного рынка.

Постиндустриализм вырос на стандартизации, но породил и совершенно новое явление, которое было совершенно чуждо индустриальной эпохе. Во время посещения делегацией Союза ИТ-директоров машиностроительных заводов Великобритании мы видели, как в эпоху кризиса такие гиганты рынка, как компания "Боинг", не останавливали финансирования своих поставщиков, изготавливающих уникальные детали в штучном исполнении. Разрушить партнерскую сеть легко, восстановить ее гораздо дольше и дороже. К партнерской сети на Западе уже научились относиться как к своей собственной. Мы уверены, что именно партнерство ИТ-директоров (как потребителей) и ИТ-поставщиков в рамках воссоздания системы стандартизации в России позволит отрасли из эпохи индустриализации (а иногда и феодализма) перейти в постиндустрильное общество.

Союз ИТ-директоров и региональные клубы ИТ-директоров в рамках своих конгрессов обязательно посвящают отдельные секции темам аутсорсинга и ИТ-стандартов. ИТ-директора готовы обсуждать вопросы развития аутсорсинга в России в рамках любых мероприятий, но считаем необходимым, чтобы и дела соответствовали громким заявлениям. Мы не пытаемся переложить проблему с ИТ-директоров на ИТ-поставщиков, мы призываем к партнерству в этом вопросе. Лишь совместное движение поставщиков и покупателей навстречу друг другу – залог успешного развития аутсорсинга. Легче всего "обвинить" противоположную сторону во всех грехах, сложнее работать кропотливо и упорно, без пафоса и громких речей, чтобы сделать наш рынок цивилизованнее и эффективнее.

Правление Союза ИТ-директоров России

Подписаться на новости Короткая ссылка