Разделы

Интернет Веб-сервисы

Интернет-трейдинг: 100 рыбаков на одну рыбку?

С момента появления в России услуги интернет-трейдинга прошло уже полтора года. За это время бурно развивающийся рынок в целом сформировался, что позволяет говорить о его структуре, тенденциях и некоторых перспективах. Несмотря на уверения многих в том, что российские финансы являются "вещью в себе", поведение отечественных инвесторов в большинстве случаев соответствует общемировым тенденциям. Подтверждением тому являются данные о результатах интернет-торгов на ММВБ за апрель и май текущего года, специально предоставленные биржей CNews.ru. Уже давно специалистами рынка ведутся разговоры о значительном потенциале роста котировок ценных бумаг российских компаний. Благоприятная тенденция действительно имеет определенную силу. Некоторые эксперты, такие, например, как Денис Нуштаев, аналитик ИФК "Метрополь", ожидают не просто значительного, а какого-то феерического роста цен на наши акции уже в ближайшее время: "На рынок приходят свежие западные деньги, - отмечает специалист, - причем рост наблюдается практически по всем ведущим бумагам. В целом, наш прогноз (прогноз ИФК "Метрополь", прим. ред.) по российскому рынку - позитивный рост до 300 пунктов по индексу РТС к концу июня - сохраняется". При сегодняшнем значении сводного российского индекса чуть выше 200 пунктов предполагаемый аналитиком прыжок цен должен выглядеть весьма впечатляюще. Во всяком случае, за три посткризисных года такими темпами акции в нашей стране только дешевели.

Безусловно, благоприятные прогнозы привлекают все больше компаний и в ожидании инвестиционного бума в России, многие решают заняться предоставлением услуг интернет-трейдинга - сервиса, в первую очередь, рассчитанного на частных инвесторов. Рост числа интернет-брокеров в России продолжается. Сегодня к интернет-шлюзу торговой системы ММВБ подключено уже 129 компаний.

Рост числа интернет-брокеров во всем мире также продолжается, но,как и на ММВБ, его темпы постепенно замедляются. Как объективно оценить число онлайновых брокеров в нашей стране? Много это или мало для рынка России? Ответ на этот вопрос неоднозначен, и для его поиска необходимо рассмотреть сложную структуру самого рынка. По оценкам Алексея Хорунжего, исполнительного директора инвестиционной компании "Алор-инвест", все предприятия, предоставляющие услуги интернет-трейдинга в России могут быть разделены на три группы.

Первая группа - чистые онлайн-брокеры, для которых интернет является единственным каналом сбыта услуг. На сегодняшний день эта категория является самой малочисленной и объединяет не более 5 компаний. До сих пор большинство из них работают с убытками в расчете лишь на перспективу. По данным CNews.ru, на осень запланированы широкомасштабные рекламные акции онлайн-брокеров, с помощью которых компании планируют значительно увеличить свою клиентскую базу. Исповедуя бизнес-модель, целиком соответствующую постулатам интернет-экономики, данные фирмы имеют сильные маркетинговые стратегии. Кроме того, некоторые из них созданы крупными финансовыми структурами, что собственно и позволяет им работать со значительным минусом. По нашим (CNews.ru)наблюдениям, из-за малой клиентской базы российские онлайн-брокеры в последнее время вынуждены отказываться от приема заявок исключительно через Сеть. Сегодня, заключив договор с некоторыми из малочисленных представителей данной группы, клиент может рассчитывать и на право передачи приказов традиционным путем - "с голоса" через телефон.

Во вторую группу, по мнению Алексей Хорунжего, можно объединить discount-брокеров (в российском понимании этого термина) - инвестиционные компании, для которых интернет является важным, но не единственным маркетинговым каналом. Зависимость от "шлюза" у них гораздо меньше, что позволяет максимально диверсифицировать бизнес, делая его более защищенным от неблагоприятного воздействия внешней среды. При этом интернет-технологии позволяют таким компаниям заметно снизить стоимость обслуживания каждого клиаента и существенно повысить отдачу от своих вложений в этот бизнес. Примечательно, в этом смысле, что, например, среди лидеров по обороту в Секции фондового рынка ММВБ за май с.г. первые четыре места занимают компании, относящиеся именно к этой категории. Общая численность таких компаний, по оценкам «Алор-Инвест», составляет около половины всех, подключенных к шлюзу торговой системы ММВБ.

Третью группу брокеров, позволяющих торговать ценными бумагами через интернет, составляют инвестиционные компании, работающие с крупными клиентами, и банки. Для представителей этой категории услуга интернет-трейдинга в большинстве случаев не является приоритетной. Подразделения продвигающие услугу на рынок, зачастую, нередко являются убыточными или работают "в ноль". Численность этой группы также колеблется в районе половины всех подключений. Определить точную цифру затруднительно, так как граница между компаниями второй и третей группы весьма приблизительна и подвижна.

Кроме того, помимо интернет-брокеров первого уровня, непосредственно подключенных к интернет-шлюзам, широкое распространение получила модель субброкерства. В данном случае, компания, которая считает дополнительные инвестиции в собственную техническую базу (20-30 тысяч долларов) накладными, предпочитает проводить сделки своих клиентов не напрямую через шлюз ММВБ, а через торговую систему онлайновых брокеров первого уровня. По оценкам "Алор-инвест", на российском рынке сейчас действуют порядка пятидесяти субброкеров. Из них около 70% составляют небольшие банки, средние региональные компании, дочерние структуры телекоммуникационных и других высокотехнологичных фирм, чувствующих в себе силы для работы на данном рынке. Остальная часть фирм-субброкеров являются профессиональными участниками фондового рынка.

Учитывая описанную структуру рынка, вряд ли возможно настаивать на прогнозе сокращения числа онлайновых брокеров в России: "Если бизнес всех компаний был бы построен исключительно на интернет-трейдинге, тогда число 129 - выглядело бы завышенным, - считает Алексей Хорунжий. Если же говорить о нем как об одной из множества услуг в пакете предложений банков и крупных инвестиционных компаний, тогда, безусловно, число участников может расти и дальше". Таким образом, очевидно, что судить о развитии интернет-трейдинга в России исключительно по количественным показателям было бы ошибкой. Ведь сегодня лишь один крупный discount-брокер по размеру клиентской базы может превзойти дюжину банков. Именно общее число клиентов-трейдеров является тем качественным показателем, который способен объективно отражать успех технологии. Ниже приводятся данные по динамике изменений объемов и количества сделок, проведенных через шлюз ММВБ за 5 месяцев 2001 года.


Как видно на графиках, в последние месяцы темпы роста оборотов и числа сделок через "шлюз" несколько замедлились, а в мае произошел некоторый спад. Данные изменения, скорее всего, не являются показательными и связаны исключительно с пониженной общей активностью на российском фондовом рынке в этот период: колебания цен не демонстрировали четкой направленности и происходили в относительно узком коридоре. В подобных условиях многие инвесторы предпочитают снизить торговую активность, что и нашло отражение в приводимых данных. Кроме того, май - месяц длинных праздников.


Таким образом, ключевым показателем распространения технологии интернет-трейдинга является не число онлайновых-брокеров и не размеры оборотов через шлюз, а общее число инвесторов, проводящих сделки с ценными бумагами через Сеть. Пожалуй, не для кого не будет новостью, что инвестиционная культура в России сегодня только начинает складываться. Показательными являются результаты опроса, проведенного на сайте РБК 25-26 апреля. На вопрос "Куда Вы предпочитаете вкладывать свои свободные денежные средства?" только 3% ответили, что оптимальным вариантом для них являются ценные бумаги.

Всего: 3598
в валюту - 2089 (63%)
вообще ни во что не вкладываю - 665 (18%)
в недвижимость на территории России - 305 (8%)
другое - 228 (6%)
в ценные бумаги - 138 (3%)
в недвижимость за границей - 64 (1%)
в покупку автомобилей - 46 (1%)
в драгметаллы и драгоценности - 32 (0%)
в предметы искусства - 31 (0%)

По оценкам многих интернет-трейдеров, в данный момент регулярно сделки с акциями через интернет в России проводят 2-3 тысячи человек, а потенциальная емкость рынка на начало весны составляла 5-6 тысяч. Как привлечь новых клиентов на рынок? Вот вопрос, в который упирается любой высокотехнологичный бизнес. Ответом служат скучные и всем известные сентенции: повышение инвестиционной культуры населения, увеличение общего числа пользователей интернета, развитие законодательной базы, не только позволяющей, но и стимулирующей частных лиц инвестировать в ценные бумаги. Подобные задачи решаются не за три дня и три ночи. И похоже, что чудес здесь ждать не стоит. А пока сотне рыбаков так и придется гоняться за одной крохотной рыбкой.
Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность