Андрей Шарак, Lansoft, — о трех стратегических направлениях развития рынка
Генеральный директор ИТ-холдинга Lansoft Андрей Шарак размышляет об импортозамещении и будущем ИТ-рынка. Какие три направления станут ключевыми в ближайшие годы? Как использовать уникальный шанс не просто догнать лидеров, а сразу строить корпоративные системы нового поколения?
Текущий ландшафт импортозамещения
Процесс импортозамещения в российском ИТ-секторе, особенно в отношении систем планирования ресурсов предприятия (ERP), оказывается сложным и многогранным. Хотя существует явная необходимость замены международных поставщиков, переход затруднен рядом факторов. С одной стороны, российские разработчики часто обладают ограниченными ресурсами и экспертизой для создания готовых, современных решений, соответствующих уровню того, что было доступно ранее. С другой стороны, заказчики сталкиваются с трудностями при определении и формализации своих требований.
Эта проблема проистекает из исторического контекста. В начале 2000-х годов подход к продаже сложных ИТ-систем заключался в том, что крупные международные вендоры «приносили бусы» в виде настроенных процессов и практик. Это сразу завязывало диалог, и заказчики уже говорили, что им нравится. Однако к 2010-м годам рынок посчитал, что он повзрослел и стал компетентным, полагая, что может сам формулировать свои потребности. Тем не менее, нынешняя реальность показывает, что многие клиенты по-прежнему возвращаются к старому формату, ожидая готовых решений, которые им принесут и покажут. Это значительно усложняет процесс импортозамещения.
Кроме того, финансовые ограничения, такие как высокая стоимость и нехватка финансирования, а также общая неготовность клиентов полностью переходить на новые решения также способствуют трудностям. Общее мнение состоит в том, что, хотя все говорят об импортозамещении, конкретные действия и успешная реализация отстают, что приводит к потенциальной деградации рынка.
Видение развития ИТ-рынка: три ключевых трека
На рынке прослеживаются три основных трека развития ИТ-ландшафта, которые отражают как текущие сложности, так и будущие перспективы.
1. Развитие решений, сопоставимых с международными аналогами
Этот традиционный подход подразумевает создание и продвижение продуктов, которые по функционалу и возможностям могут конкурировать с решениями международных поставщиков, стремясь соответствовать современным стандартам. Однако, как отмечает Андрей Шарак, этот путь непрост в силу ряда причин. Среди них — недостаточная инициатива со стороны заказчиков и проблемы с финансированием. Речь идет о проблеме «курицы или яйца»: клиенты готовы покупать готовое решение, но создать такое решение без активного участия и четких требований со стороны клиента крайне сложно. Это приводит к тому, что замещение идёт очень сложно.
2. Создание инновационных платформ для эволюции ИТ-ландшафта
Второе направление сфокусировано на создании рядом с существующими системами заказчиков высокотехнологичной платформы, например, такой как инновационная платформа Lansoft. Этот подход позволяет точечно и быстро внедрять инновации, новые процессы и элементы искусственного интеллекта, синхронизируя их с «замороженной» основной системой. Эта концепция избавляет клиентов от необходимости проводить фундаментальные, высокорисковые перестройки своих глубоко интегрированных систем. Цель состоит в том, чтобы предотвратить деградацию рынка, предлагая механизм для движения вперед, интегрируя современные технологии, такие как искусственный интеллект, без замены существующей основной бизнес-логики. Эта концепция довольно уникальна на рынке.
3. Искусственный интеллект как центральный элемент системы: Саморазвивающаяся платформа с агентным управлением
Третий трек — это концепция, которую Lansoft закладывает при проектировании будущих систем, и которая представляет собой видение развития рынка в целом. ИИ здесь переходит от вспомогательной функции к основной составляющей ИТ-систем. Здесь ИИ не просто используется для точечных задач, а становится центральным элементом всей системы и процессов принятия решений.
В рамках этого видения, быстрое развитие технологий ИИ сделало ранее фантастические концепции осязаемой реальностью. Предполагается создание Саморазвивающейся Платформы (СРП), которая функционирует как высокотехнологичная, самосовершенствующаяся операционная система для бизнеса. Вместо монолитных систем здесь будут использоваться множество независимых «кубиков» бизнес-логики — компонуемых бизнес-возможностей (PBC, от англ. packaged business capabilities — предварительно упакованные бизнес-способности) каждый из которых является самодостаточным сервисом.
Управлять этими PBC, динамично собирать из них бизнес-процессы и следить за их работой будут ИИ-агенты. Эти агенты — умные программы, способные к обучению и адаптации. Существуют агенты-исполнители, агенты-координаторы и высококвалифицированные агенты-мастера. Они коллективно анализируют состояние бизнес-сервисов, прогнозируют проблемы и реализуют изменения, превращая платформу в адаптивную и самооптимизирующуюся структуру.
Эта платформа позволит бизнесу постоянно эволюционировать, а не проводить глобальные смены систем каждые 5-10 лет. Она обеспечит высокую скорость реакции на изменения (например, на новые законы), быстрый запуск инноваций за считанные дни и интеллектуальную оптимизацию ресурсов. Для России это уникальный шанс не просто догнать лидеров, а сразу строить корпоративные системы нового поколения.
Человек в роли контролера и стратега
В этой развивающейся экосистеме ИТ-лидеры и архитекторы становятся дирижерами. Они выступают как архитекторы будущего, а не просто администраторы. Их ключевые функции включают:
Проектирование платформы: определение архитектуры, принципов взаимодействия и целей системы.
Управление исключениями: разрешение нештатных ситуаций, с которыми ИИ-агенты не могут справиться самостоятельно.
Принятие решений особой ответственности: особенно в вопросах этики, безопасности, стратегического развития и интерпретации сложных законодательных требований.
Контроль ИИ: установка «правил игры» для агентов и отслеживание их соответствия целям бизнеса и общества.
Фундамент для будущего
Мы живем в эпоху значительных перемен. Уход признанных «титанов» ИТ-рынка не только поставил перед нами острые вопросы, но и открыл уникальное окно возможностей — шанс не просто заменить ушедшее, а совершить качественный скачок. Стремление воссоздать привычные системы — это путь значительных затрат и попытка догнать вчерашний день. Нам нужен шаг на опережение — система, которая через 2-3 года будет формировать новые стандарты и приносить реальные конкурентные преимущества.
Мы в Lansoft глубоко убеждены, что будущее корпоративных систем лежит именно в этом направлении. Мы рассматриваем возможность активного проектирования такой интеллектуальной платформы, фокусируясь на быстрой адаптации компонуемых бизнес-возможностей (PBC) к меняющимся бизнес-целям. Для России, стоящей перед необходимостью построения нового ИТ-ландшафта, это уникальный шанс сразу строить корпоративные системы нового поколения.
■ Рекламаerid:2W5zFHSaPAgРекламодатель: АО «ЛАНСОФТ»ИНН/ОГРН: 9717157227/1247700208227Сайт: https://lansoft.com/