Разделы

IBS

Цифровая платформа

Цифровая платформа как термин имеет много разных определений, зависящих от того, в какой области он применяется. Различают, например, по функционалу – социальные платформы (Facebook, Instagram), операционные платформы (Uber, Gett, Yandex), обучающие платформы (Coursera), инвестиционные платформы (Kickstarter) и др.

Новый рынок цифровых бизнес-платформ (ЦБП, digital business platform, DBP), возникший в 2016 г., быстро растет

В области цифровой экономики цифровая платформа (ЦП) – это технологически ориентированная бизнес-модель, обеспечивающая взаимосвязь и взаимодействие между разными группами участников рынка (например, между конечными пользователями и производителями), которые могут даже не знать друг друга. Ценность, создаваемая ЦП, растет нелинейно по мере увеличения размера ее сообщества (здесь действует кумулятивный эффект, cumulative effect, закон Роберта Меткалфа (Metcalfe) – полезность сети для ее участников находится в квадратической зависимости от их числа); ЦП создает между потребителями и производителями атмосферу доверия, основанную на общем понимании и отношении к понятиям интеллектуальной собственности и обладания данными; благодаря своей открытости позволяет сторонним разработчикам создавать новые сервисы и расширять существующую экосистему, причем расширение, масштабирование происходит без снижения производительности; наконец, важным достоинством ЦП является также простота использования, отсутствие необходимости в специальном обучении, своего рода самообслуживание.

Более емким является следующее определение: цифровая платформа – это группа технологий, которые используются в качестве основы, обеспечивающей создание конкретизированной и специализированной системы цифрового взаимодействия.

Новый рынок цифровых бизнес-платформ (ЦБП, digital business platform, DBP), возникший в 2016 г., быстро растет, поскольку многим организациям нужны эффективные технологические решения (в основном на базе ИТ, ИКТ, ИИ и других новых технологий), которые соответствовали бы динамично меняющимся требованиям бизнеса, включая требования цифровой трансформации. ЦБП часто рассматривается как ключевой инструмент цифровой трансформации традиционных отраслей и рынков.

Известны примеры успехов крупных организаций, которые своевременно оценили перспективы цифровых платформ, начали внедрять их в своей деятельности в качестве бизнес-моделей и добились ускоренного проникновения на новые рынки. Цифровые платформы дают отличные результаты в маркетинге, в банковском деле, во всех случаях, когда необходимо оперативно определять и удовлетворять спрос потребителей, клиентов на новые продукты и услуги.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

Негативная сторона ЦБП в том, что владельцы конкретных ЦБП, обладая информацией и своего рода монополией на цифровую инфраструктуру соответствующего сектора рынка, начинают контролировать спрос и данный сектор рынка, влияя на ценообразование, способы поставки товаров и услуг, захватывая цепочку создания добавленной стоимости.

См. также «Платформы», «Умные платформы».

Почему это важно для бизнеса?

ИТ-департаменты играют и будут играть существенную роль при освоении компаниями ЦБП, при их адаптации к нуждам компаний.