Разделы

scan

Дороги, которые надо выбрать…

Практика показала преимущества и недостатки различных подходов к наполнению учетных систем.

В российских органах ЗАГС пока не выработана единая методология и инструментарий по созданию электронных ресурсов архивных фондов. Однако уже намечены некоторые подходы к наполнению информационных систем. Мы предлагаем читателям краткий обзор таких подходов, а также примеры их реализации в региональных структурах ЗАГС.

Одним из базовых мероприятий государственной программы "Информационное общество (2011– 2020 гг.)" является создание единой системы учета записей актов гражданского состояния "Электронный ЗАГС". С помощью системы должны реализовываться услуги по регистрации актов гражданского состояния и выдаче повторных свидетельств в электронном виде, а также предоставляться сведения в подразделения ФСБ России, ФМС, подразделения Пенсионного фонда РФ, ФНС, военные комиссариаты, избирательные комиссии, органы социальной защиты населения, Росстат и другие органы власти

Внедрение системы потребовало обязательного наполнения ее актуальными сведениями об актах гражданского состояния, поэтому Министерством связи и массовых коммуникаций РФ было решено определить наиболее эффективный подход к оцифровке актовых записей и загрузке их в подсистему, и отработать его в рамках пилотных проектов. По предложению Минюста России первым регионом, где начал разрабатываться региональный компонент системы "Электронный ЗАГС", стал Ставропольский Край.

Правила составления и оформления записей АГС регламентируются Федеральным законом от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния", но, при этом, в каждом регионе сложились свои особые условия, особенности и традиции заполнения актовых записей. Менялись форматы и формы бланков. В каждом регионе встречаются свои уникальные фонды, часто связанные со значительными историческими событиями, повлиявшими на условия деятельности органов ЗАГС. 

Все это привело к тому, что практически в каждом субъекте РФ органам ЗАГС, которые понимали необходимость наполнения информационных систем, приходилось вырабатывать свои, индивидуальные решения по извлечению сведений из бумажных оригиналов. Не имея опыта и трудовых ресурсов для грамотной оценки эффективности, органы ЗАГС применяли различные подходы. 

Во-первых, самостоятельное внесение сведений в информационную систему с оригиналов актовых записей.

Во-вторых, самостоятельное сканирование актовых записей и внесение сведений в информационную систему.

И третий подход — это закупка комплексных услуг по оцифровке актовых записей у специализирующейся на этом организации (аутсорсинг).

Для выработки единых согласованных экспертных решений по вопросам реализации проекта "Электронный ЗАГС", в том числе, определения подхода к наполнению, была организована Межрегиональная экспертная группа в составе работников органов ЗАГС субъектов РФ, выбранных пилотными для внедрения системы. Анализ уже реализованных регионами проектов позволил сделать ряд следующих выводов.

Первый подход показывает крайне низкую скорость внесения сведений и значительное повышение нагрузки на самих сотрудников ЗАГС, так как требует отвлечения их от основной работы или работ во внеурочное время. 

Полностью избавиться от зависимости от иностранного ПО до сих пор не удалось
импортонезависимость

В одном из регионов сотрудники ЗАГС за год работы смогли внести только 5% от востребованных записей, и в результате было принято решение о передаче услуг на аутсорсинг.

Второй подход позволяет получить электронный фонд пользования и избавиться от необходимости обращения к бумажному архиву, но имеет несколько сложностей. В частности, для получения качественных читаемых электронных копий необходима закупка дорогостоящего сканирующего оборудования. Внесение же сведений в информационную систему своими силами — процесс очень длительный и трудоемкий.

Органам ЗАГС выгоднее передавать оцифровку актовых записей на аутсорсинг, когда специализированная организация выполняет комплекс услуг в полном объеме.

Наибольшую эффективность показал третий подход, который исключает повышение нагрузки на сотрудников ЗАГС, позволяет производить контроль загружаемых в систему данных и реализовывать проект максимально оперативно. При этом оказалось, что сумма затрат на оцифровку одной актовой записи при закупке комплекса услуг у специализирующейся на оцифровке организации равна, а часто ниже, чем во втором варианте.

Как показала практика, третий подход предоставляет еще одно преимущество — гарантированная аутентичность вносимых с систему сведений дает возможность применять различные схемы оцифровки — от извлечения минимального набора индексных сведений для быстрого поиска актовой записи (номер, дата записи, основные ФИО) с возможностью мгновенного подъема электронной копии, до извлечения всех значимых сведений и использования электронных копий исключительно в виде страхового фонда.