Анализ государственных контрактов позволяет выяснить, какие медицинские информационные системы внедряются в российских учреждениях здравоохранения.
По итогам 2013 г. более 55% учреждений пошли по пути внедрения готовой информационной системы, предлагаемой разработчиком или субподрядчиком (15,87%).
№ п/п | Какая ИС была использована? | % от кол-ва КП | % от суммы всех КП |
---|---|---|---|
1. | Была использована готовая собственная информационная система выигравшей КП компании | 55.56 | 26.06 |
2. | Для исполнения контракта была привлечена готовая информационная система субподрядчика | 15.87 | 7.7 |
3. | Заказная разработка | 17.46 | 64.65 |
4. | Другое или данные невозможно было уточнить | 8.33 | 1.89 |
Высокая доля заказных разработок объясняется 2 основными причинами – это развитие федеральных систем и сервисов ЕГИСЗ, а также проект создания ЕМИАС г. Москвы, на которые пришлась львиная доля затрат на эту категорию.
№ п/п | Какой вид ИС был использован? | % от кол-ва КП | % от суммы всех КП |
---|---|---|---|
1. | Тиражируемая медицинская информационная система учрежденческого уровня (МИС МО) | 40.08 | 11.35 |
2. | Местное региональное (локальное) решение | 21.83 | 50.95 |
3. | Тиражируемая региональная информационно-аналитическая медицинская система (РИАМС) | 14.29 | 6.05 |
4. | Федеральные системы, в том числе федеральные сервисы ЕГИСЗ | 4.76 | 20.72 |
5. | Решение Ростелекома | 4.76 | 6.71 |
6. | Аптечные системы или системы для выписки рецептов и учета лекарственных средств | 2.78 | 0.33 |
7. | Лабораторные информационные системы (ЛИС) | 2.38 | 1.02 |
8. | Радиологическая информационная система (РИС) | 1.19 | 0.23 |
9. | Прочие программные продукты, не МИС (бухгалтерское, кадровое ПО и т.д.) | 6.35 | 2.21 |
10. | Другое или данные невозможно было уточнить | 1.58 | 0.43 |
Наиболее популярные решения
В числе 10 наиболее популярных решений:
1. ЕМИАС, г. Москва – 42,35%
2. Федеральные системы и сервисы ЕГИСЗ – 20,72%
3. Решения ОАО «Ростелеком» - 6,9%
4. Решения компании БАРС Груп (Казань) – 3,98%
5. Решения компании Сп.АРМ (Санкт-Петербург) – 3,62%
6. Решения компании К-МИС (Петрозаводск) – 2,95%
7. Решения компании Парус (Москва) – 0,89%
8. Решения компании ПМТ (Москва) – 0,85%
9. Решения компании СмартДельтаСистемс – 0,65%
10. Решения компании КИР (Казань) – 0,64.
№ п/п | Решение и компания | Регионы | Сумма контрактов в 2013 г., руб. | Доля всех контрактов, % | |
---|---|---|---|---|---|
Кол-во | Список | ||||
1. | ЕМИАС (Москва) | 1 | Москва | 1 986 678 365р. | 42.35 |
2. | Федеральные системы и сервисы ЕГИСЗ | - | - | 971 908 664р. | 20.72 |
3. | МИС Ростелекома | 8 | Чувашия, НАО, Владимирская, Иркутская, Ставрополье, Московская, Кабардино-Балкария, Саратовская | 323 533 279р. | 6.9 |
4. | БАРС Груп (Казань) | 5 | Тюменская, Атайский, Челябинская, Новосибирская, Саратовская | 186 557 042р. | 3.98 |
5. | qMS, Сп.АРМ (Санкт-Петербург) | 3 | Санкт-Петербург, Красноярский край, Камчатский край | 169 789 105р. | 3.62 |
6. | Решения компании К-МИС (Петрозаводск) | 3 | Ивановская об, Воронежская об, ЯНАО | 138 409 728р. | 2.95 |
7. | Парус | 41 964 933р. | 0.89 | ||
8. | Медиалог, ПМТ (Москва) | 5 | Москва, Мурманская об., Хабаровский кр., Чувашская рес., Курская об. | 40 037 776р. | 0.85 |
9. | Инфоклиника, СмартДельтаСистемс (Москва) | 2 | Волгоградская об., Тульская об. | 30 352 000р. | 0.65 |
По сравнению с результатами госзакупок в 2011-2012 гг., ситуация существенно изменилась. Во-первых, существенно изменилась 10 компаний-лидеров как по количеству выигранных конкурсных процедур, так и по суммам заключенных контрактов. Во-вторых, изменилась и структура этих компаний – сейчас рынок отдает предпочтения специализированным разработчикам медицинских систем учрежденческого уровня, имеющим необходимый опыт и глубину проработки своих решений. Не всем участникам рынка, которые заключили государственные контракты в 2011-2012 гг., удалось сделать это и в 2013 г.
Итоги года
Анализ ситуации с точки зрения рыночной оценки выглядит следующим образом. Рынок информатизации в области государственного здравоохранения фактически полностью «поделен», при этом конкурентная ситуация существенно изменилась по сравнению с предыдущими 2011-2012 гг. Выбор новых решений с рынка стал скорее исключением.
В основном госзакупки идут на развитие уже имеющихся и выбранных ранее решений, их техническое сопровождение и дозакупку лицензий. Заметный приоритет в части финансирования получили готовые МИС учрежденческого уровня, имеющие длительный срок разработки и большой опыт внедрения.
На первое место по количеству заключаемых контрактов вышли специализированные разработчики МИС и их региональные компании-партнеры. С точки зрения финансов основную долю рынка и самые большие контракты забирают крупные системные интеграторы. «Скоропалительность» госконтрактов существенно снизилась. Конкурсы и аукционы по-прежнему проводятся в конце года, но сроки их выполнения стали реальными, основную часть работы исполнители доделывают уже в следующем после подписания контракта году.
Сравнивания фактические результаты госзакупок в части информатизации здравоохранения с теми целевыми показателями, которые были предусмотрены распоряжением правительства РФ от 21.09. 2013 г. N 1702-р на реализацию в том числе региональных программ информатизации, можно сделать вывод, что в 2013 г. финансирование осуществлялось лишь на 32% от требуемых средств.
Например, в 2013 г. на информатизацию планировалось выделить 11 млрд. 172 млн. руб. (или 134 млн. руб. на один регион), а по факту получилась цифра 3 млрд. 661 млн. руб. (или 44 млн. руб. на регион). Распределение средств по источникам финансирования предполагалось в следующем виде: федеральный бюджет - 34,9%, консолидированный региональный бюджет - 65,1%. В реальности ситуация выглядит следующим образом: федеральный бюджет - 0,42%, консолидированный региональный бюджет - 83,33%, собственные средства ЛПУ - 16,25%. Таким образом, федеральный центр в 2013 самоустранился от дальнейшего финансирования проекта ЕГИСЗ в части региональных фрагментов, возложив ответственность на региональные бюджеты.
Выделенные в 2013 г. средства явно недостаточны как по сравнению с 2011-2012 гг., так и по сравнению с необходимыми для реализации региональных госпрограмм развития сумм. В заметной части регионов (37%) финансирование развития информатизации не осуществлялось вовсе, а там, где оно было, нередко производилось на минимальном уровне, подразумевающем скорее поддержку внедренных в 2011/2012 гг. решений, но не их развитие.
Это означает, что изначальные инвестиции государства, осуществленные в рамках «Базовой информатизации» 2011-2012 гг. находятся в определенной зоне риска. Успех этих инвестиций возможен только при 100% охвате ЕГИСЗ всех регионов и надежной и достоверной работе всей системы. Если какая-то часть регионов будет развивать информатизацию, а какая-то нет – то и достоверность формируемых федеральными сервисами ЕГИСЗ отчетов, выводов и аналитических материалов будет недостаточной для того, чтобы можно было говорить о принятии каких-либо адекватных управленческих решений на ее основе. А ведь цель ЕГИСЗ, озвученная в Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, сформулирована как «…обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления системой медицинской помощи, а также процесса оказания медицинской помощи».