Спецпроекты

На страницу обзора
Какие МИС появились в российских ЛПУ

Анализ государственных контрактов позволяет выяснить, какие медицинские информационные системы внедряются в российских учреждениях здравоохранения.

По итогам 2013 г. более 55% учреждений пошли по пути внедрения готовой информационной системы, предлагаемой разработчиком или субподрядчиком (15,87%).

№ п/п Какая ИС была использована? % от кол-ва КП % от суммы всех КП
1.                Была использована готовая собственная информационная система выигравшей КП компании 55.56 26.06
2.                Для исполнения контракта была привлечена готовая информационная система субподрядчика 15.87 7.7
3.                Заказная разработка 17.46 64.65
4.                Другое или данные невозможно было уточнить 8.33 1.89

Источник: КМИС, 2014

Высокая доля заказных разработок объясняется 2 основными причинами – это развитие федеральных систем и сервисов ЕГИСЗ, а также проект создания ЕМИАС г. Москвы, на которые пришлась львиная доля затрат на эту категорию.

№ п/п Какой вид ИС был использован? % от кол-ва КП % от суммы всех КП
1.                Тиражируемая медицинская информационная система учрежденческого уровня (МИС МО) 40.08 11.35
2.                Местное региональное (локальное) решение 21.83 50.95
3.                Тиражируемая региональная информационно-аналитическая медицинская система (РИАМС) 14.29 6.05
4.                Федеральные системы, в том числе федеральные сервисы ЕГИСЗ 4.76 20.72
5.                Решение Ростелекома 4.76 6.71
6.                Аптечные системы или системы для выписки рецептов и учета лекарственных средств 2.78 0.33
7.                Лабораторные информационные системы (ЛИС) 2.38 1.02
8.                Радиологическая информационная система (РИС) 1.19 0.23
9.                Прочие программные продукты, не МИС (бухгалтерское, кадровое ПО и т.д.) 6.35 2.21
10.             Другое или данные невозможно было уточнить 1.58 0.43

Наиболее популярные решения

В числе 10 наиболее популярных решений:

1. ЕМИАС, г. Москва – 42,35%

2. Федеральные системы и сервисы ЕГИСЗ – 20,72%

3. Решения ОАО «Ростелеком» - 6,9%

4. Решения компании БАРС Груп (Казань) – 3,98%

5. Решения компании Сп.АРМ (Санкт-Петербург) – 3,62%

6. Решения компании К-МИС (Петрозаводск) – 2,95%

7. Решения компании Парус (Москва) – 0,89%

8. Решения компании ПМТ (Москва) – 0,85%

9. Решения компании СмартДельтаСистемс – 0,65%

10. Решения компании КИР (Казань) – 0,64.

№ п/п Решение и компания Регионы Сумма контрактов в 2013 г., руб. Доля всех контрактов, %
Кол-во Список
1.                ЕМИАС (Москва) 1 Москва 1 986 678 365р. 42.35
2.                Федеральные системы и сервисы ЕГИСЗ - - 971 908 664р. 20.72
3.                МИС Ростелекома 8 Чувашия, НАО, Владимирская, Иркутская, Ставрополье, Московская, Кабардино-Балкария, Саратовская 323 533 279р. 6.9
4.                БАРС Груп (Казань) 5 Тюменская, Атайский, Челябинская, Новосибирская, Саратовская 186 557 042р. 3.98
5.                qMS, Сп.АРМ (Санкт-Петербург) 3 Санкт-Петербург, Красноярский край, Камчатский край 169 789 105р. 3.62
6.                Решения компании К-МИС (Петрозаводск) 3 Ивановская об, Воронежская об, ЯНАО 138 409 728р. 2.95
7.                Парус 41 964 933р. 0.89
8.                Медиалог, ПМТ (Москва) 5 Москва, Мурманская об., Хабаровский кр., Чувашская рес., Курская об. 40 037 776р. 0.85
9.                Инфоклиника, СмартДельтаСистемс (Москва) 2 Волгоградская об., Тульская об. 30 352 000р. 0.65

Источник: КМИС, 2014

Перейти к полной таблице

По сравнению с результатами госзакупок в 2011-2012 гг., ситуация существенно изменилась. Во-первых, существенно изменилась 10 компаний-лидеров как по количеству выигранных конкурсных процедур, так и по суммам заключенных контрактов. Во-вторых, изменилась и структура этих компаний – сейчас рынок отдает предпочтения специализированным разработчикам медицинских систем учрежденческого уровня, имеющим необходимый опыт и глубину проработки своих решений. Не всем участникам рынка, которые заключили государственные контракты в 2011-2012 гг., удалось сделать это и в 2013 г.

Итоги года

Анализ ситуации с точки зрения рыночной оценки выглядит следующим образом. Рынок информатизации в области государственного здравоохранения фактически полностью «поделен», при этом конкурентная ситуация существенно изменилась по сравнению с предыдущими 2011-2012 гг. Выбор новых решений с рынка стал скорее исключением.

В основном госзакупки идут на развитие уже имеющихся и выбранных ранее решений, их техническое сопровождение и дозакупку лицензий. Заметный приоритет в части финансирования получили готовые МИС учрежденческого уровня, имеющие длительный срок разработки и большой опыт внедрения.

На первое место по количеству заключаемых контрактов вышли специализированные разработчики МИС и их региональные компании-партнеры. С точки зрения финансов основную долю рынка и самые большие контракты забирают крупные системные интеграторы. «Скоропалительность» госконтрактов существенно снизилась. Конкурсы и аукционы по-прежнему проводятся в конце года, но сроки их выполнения стали реальными, основную часть работы исполнители доделывают уже в следующем после подписания контракта году.

Сравнивания фактические результаты госзакупок в части информатизации здравоохранения с теми целевыми показателями, которые были предусмотрены распоряжением правительства РФ от 21.09. 2013 г. N 1702-р на реализацию в том числе региональных программ информатизации, можно сделать вывод, что в 2013 г. финансирование осуществлялось лишь на 32% от требуемых средств.

Например, в 2013 г. на информатизацию планировалось выделить 11 млрд. 172 млн. руб. (или 134 млн. руб. на один регион), а по факту получилась цифра 3 млрд. 661 млн. руб. (или 44 млн. руб. на регион). Распределение средств по источникам финансирования предполагалось в следующем виде: федеральный бюджет - 34,9%, консолидированный региональный бюджет - 65,1%. В реальности ситуация выглядит следующим образом: федеральный бюджет - 0,42%, консолидированный региональный бюджет - 83,33%, собственные средства ЛПУ - 16,25%. Таким образом, федеральный центр в 2013 самоустранился от дальнейшего финансирования проекта ЕГИСЗ в части региональных фрагментов, возложив ответственность на региональные бюджеты.

Выделенные в 2013 г. средства явно недостаточны как по сравнению с 2011-2012 гг., так и по сравнению с необходимыми для реализации региональных госпрограмм развития сумм. В заметной части регионов (37%) финансирование развития информатизации не осуществлялось вовсе, а там, где оно было, нередко производилось на минимальном уровне, подразумевающем скорее поддержку внедренных в 2011/2012 гг. решений, но не их развитие.

Это означает, что изначальные инвестиции государства, осуществленные в рамках «Базовой информатизации» 2011-2012 гг. находятся в определенной зоне риска. Успех этих инвестиций возможен только при 100% охвате ЕГИСЗ всех регионов и надежной и достоверной работе всей системы. Если какая-то часть регионов будет развивать информатизацию, а какая-то нет – то и достоверность формируемых федеральными сервисами ЕГИСЗ отчетов, выводов и аналитических материалов будет недостаточной для того, чтобы можно было говорить о принятии каких-либо адекватных управленческих решений на ее основе. А ведь цель ЕГИСЗ, озвученная в Концепции создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, сформулирована как «…обеспечение эффективной информационной поддержки процесса управления системой медицинской помощи, а также процесса оказания медицинской помощи».

Александр Гусев

Интервью обзора

Рейтинги

Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС: проекты внедрения 2013
Город Количество внедрений в 2013 г. по типам ИС
2013 Всего на 01.01.2014 г МИС
1 Казань 1 461
2 Пермь 450
Подробнее

Рейтинги

-Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС: проекты внедрения 2013
Город Количество реализованных рабочих мест за период
2013 Всего на 01.01.2014 г 2013
1 Казань 1 461
2 Пермь 450
Подробнее

Рейтинги

Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС 2013
Город Выручка от проектов в области здравоохранения (с НДС), млн руб.
2013, % 2013 прогноз роста 2014, %
1 Казань 19.2
2 Москва н/д
Подробнее

Рейтинги

-Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС 2013
Город Выручка от проектов в области здравоохранения (с НДС), млн руб.
2013, % 2013 прогноз роста 2014, %
1 Казань 19.2
2 Москва н/д
Подробнее