Спецпроекты

На страницу обзора
ИТ в здравоохранении: итоги-2013

В 2013 г. проект создания ЕГИСЗ вступил во второй этап, в процессе которого предусматривалось развивать созданные ранее решения и привлекать к их использованию все большее количество людей. Каких результатов удалось добиться?

Как известно, в 2011-2012 г. в нашей стране был реализован первый этап создания «Единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения» (ЕГИСЗ), названный в приказе Минздравсоцразвития России №364 от 28 апреля 2011 г. «Базовой информатизацией». Он предусматривал создание федерального и региональных фрагментов единой системы, включая подготовку инфраструктуры, поставку компьютерного оборудования, выбор и внедрение медицинских информационных систем, а затем интеграция созданных региональных фрагментов с федеральными сервисами ЕГИСЗ.

Дальнейший этап создания системы, рассчитанный на 2013-2020 гг., подразумевает развитие созданных компонентов, постепенное вовлечение в их использование все большего числа пользователей и расширение автоматизируемых функций. Тому, как прошел первый год этого этапа с точки зрения государственных закупок на программное обеспечение, посвящена данная статья.

В процессе подготовки статьи были изучены сведения о 252 состоявшихся конкурсных процедурах в различных регионах, а также данные о подписанных контрактах, размещенные на сайте госзакупок и (в небольшой части) на отдельных торговых площадках.

Необходимо отметить, что государственные заказчики объявляли конкурсы и аукционы по целом ряду направлений развития ЕГИСЗ, включая поставку дополнительного компьютерного оборудования, мероприятия по защите персональных данных, дозакупку и внедрение программного обеспечения и т.д. В данном исследовании мы изучали только те конкурсные процедуры, которые имели отношение именно к программному обеспечению (ПО). Закупки оборудования и услуги по развитию инфраструктуры не изучались.

В материалы исследования были включены только те конкурсные процедуры, которые были объявлены в период между 01.01.2013 и 31.12.2013, т.е. за весь календарный 2013 г.

Кроме изученных 252 успешно завершенных конкурсных процедур, было выявлено 40 аукционов и конкурсов, которые по различным причинам были остановлены.

Основные конкурсы

98,41% объявленных в 2013 г. конкурсных процедур завершились подписанием контракта. Общая сумма состоявшихся конкурсных процедур в части программного обеспечения ЕГИСЗ в 2013 г. по всем доступным нам материалам исследования составила 4 млрд. 690 млн. 883 тыс. руб.

№ п/п Регион Сумма подписанных контрактов % от суммы всех конкурсных процедур Кол-во конкурсных процедур % от кол-ва конкурсных процедур
1.                Москва (город) 2 089 017 442,7р. 44.53 30 11.9
2.                Москва (федеральный центр) 971 908 664,2р. 20.72 12 4.76
3.                Санкт-Петербург 213 400 879,0р. 4.55 16 6.35
4.                Московская область 199 740 000,0р. 4.26 5 1.98
5.                Новосибирская область 178 350 000,0р. 3.8 2 0.79
6.                Татарстан 153 254 282,0р. 3.27 6 2.38
7.                Красноярский край 128 414 700,0р. 2.74 32 12.7
8.                Чеченская республика 82 916 666,7р. 1.77 6 2.38
9.                Воронежская область 76 968 728,8р. 1.64 3 1.19
10.             Кабардино-Балкарская 66 213 012,0р. 1.41 2 0.79

Таким образом, были выявлены конкурсные процедуры по 52 (63%) субъектам Российской Федерации. В среднем один регион в 2013 г. подписал контракты на сумму 44 млн. 113 тыс. руб. В материалы исследования также включена часть закупок, выполняемых федеральными органами власти, на общую сумму 971 млн. 908 тыс. руб. или 20,72% от всей суммы, потраченной в 2013 г. на информатизацию здравоохранения.

Финансирование конкурсных процедур на развитие проектов информатизации осуществлялось из различных источников.

№ п/п Источник финансирования % от кол-ва КП % от суммы всех КП
1.                Региональный бюджет субъекта РФ 47.22 36.02
2.                Внебюджетные фонды (в основном – бюджет территориального ФОМС) 26.16 4.89
3.                Собственные средства МО 15.48 4.86
4.                Муниципальный бюджет 5.95 33.49
5.                Федеральный бюджет 5.16 20.74

Источник: КМИС, 2014

По количеству конкурсных процедур лидерами являются региональные бюджеты субъектов РФ и различные внебюджетные фонды. По суммам, которые были потрачены на информатизацию, лидерами стали также региональные бюджеты, муниципальные и федеральный бюджеты. Затраты из федерального бюджета, составившие 20,74%, относятся к развитию именно федеральных компонентов ЕГИСЗ. Таким образом, можно сделать вывод о том, что дальнейшее развитие региональных фрагментов ЕГИСЗ осуществляется практически исключительно за счет собственных финансовых средств.

90,87% конкурсных процедур проводились в форме открытого аукциона, 9,13%- в форме открытого конкурса.

№ п/п Предмет конкурсной процедуры % от кол-ва КП % от суммы всех КП
1.                Техническое сопровождение явно указанной информационной системы 35.71 20.22
2.                Заказная разработка или доработка имеющей у заказчика информационной системы 22.22 28.19
3.                Закупка дополнительных лицензий определенного программного продукта 20.24 4.59
4.                Выбор программного обеспечения и его внедрение 12.3 14.81
5.                Внедрение определенной информационной системы 9.52 32.21

Анализ основных затрат

Основной статьей затрат на информатизации государственного здравоохранения в 2013 г. явилась техническая поддержка купленных ранее информационных систем. Средняя стоимость техсопровождения одной информационной системы в год на регион составила 19,4 млн. руб. Средняя стоимость этой же услуги за весь региональный фрагмент составила 26,9 млн. руб.

То, что регфрагмент состоит как правило из нескольких систем, а сумма средней техподдержки каждой из них получается существенно выше, чем средняя стоимость за целиком региональный фрагмент, объясняется скорее всего эффектом масштабирования. Максимальная стоимость техподдержки, которую мы выявили в 2013 г., составил 349 млн. руб. - за сопровождение компонентов 1-й очереди ЕМИАС (г. Москва). Минимальная - 197 тыс. руб. в год за сопровождение РИАМС «Промед» в МБУЗ «ЧЦГБ» (Пермский край).

В целом, на сегодня на рынке средняя стоимость техподдержки медицинской информационной системы для одной медицинской организации в год находится в пределах 200-350 тыс. руб. Стоимость эта существенно зависит как от количества медучреждений в регионе и количества пользователей в этом медучреждении, так и от конкретного бренда – той МИС, для которой техподдержка закупается. Средний срок контракта на техподдержку составляет 268,1 дней. Максимальный срок составил 645 дней (один из сервисов ЕМИАС, г. Москва), минимальный - 34 дня (один из федеральных компонентов ЕГИСЗ).

№ п/п Вид заказчика % от кол-ва КП % от суммы всех КП
1.                Отдельные медицинские организации 42.06 8.32
2.                Региональный орган управления здравоохранением 27.38 0.1486
3.                Региональный МИАЦ 13.49 21.9
4.                Региональный орган управления информатизацией 5.95 24.41
5.                Другой региональный орган управления 5.95 5.52
6.                Федеральные ведомства (Минздрав РФ, ФФОМС) 3.97 17.52
7.                Региональные органы управления по закупкам и тендерам 0.41 0.03
8.                Администрация города (района) 0.79 7.45

Напомним, что конкурсные процедуры создания региональных фрагментов ЕГИСЗ в 2011/2012 гг. в основном проводились не постепенно в течение 2-х лет, а в авральном режиме за последние 2-3 месяца.

№ п/п Месяц % от кол-ва КП % от суммы всех КП
1.                Январь 0.4 0.18
2.                Февраль 2.38 3.99
3.                Март 5.95 1.49
4.                Апрель 5.16 2.16
5.                Май 5.56 23.05
6.                Июнь 4.37 3.55
7.                Июль 7.94 18.54
8.                Август 6.75 5.85
9.                Сентябрь 11.9 24.41
10.             Октябрь 12.7 9.5

Источник: КМИС, 2014

Ситуация в 2013 г. несколько выровнялась, хотя в целом соответствует общей закономерности в области госзакупок: число конкурсов минимально в начале года, затем постепенно и равномерно растет к лету и достигает максимального количества в последние 4 месяца. Рекордсменом по количеству объявленных мероприятий стал декабрь.

Средняя длительность конкурсных процедур равна 22,67 дн. Для сравнения, в 2011-2012 гг. это значение составляло 65,7 дней (почти в 3 раза больше). Средняя длительность выполнения обязательств по контракту составила 188 дней.

Основную часть конкурсов выиграли специализированные разработчики МИС, второе место у местных коммерческих компаний, доли остальных участников минимальны. Однако если анализировать эти результаты с точки зрения фактической цены контракта, то видно – что наибольшую коммерческую эффективность показывают крупные системные интеграторы, которые подписали контракты на сумму в размере 61,17% от всех фактически потраченных на информатизацию средств в 2013 г.

Лидер информатизации 2011-2012 гг. «Ростелеком» в 2013 г. показал скромные результаты – как по сумме контрактов на развитие проектов информатизации, так и по количеству выигранных конкурсных процедур.

№ п/п Вид исполнителя контракта % от кол-ва КП % от суммы всех КП
1.                Компания – специализированный разработчик решений для здравоохранения 43.65 8.99
2.                Местная региональная компания 26.19 14.41
3.                Ростелеком 11.9 9.87
4.                Федеральный системный интегратор или крупная федеральная ИТ-компания 11.11 61.17
5.                Государственный исполнитель (МИАЦ и т.д.) 3.17 4.91
6.                Частные предприниматели 1.21 0.04
7.                Другие коммерческие компании 1.98 0.61
8.                Победитель не определен (КП в стадии выполнения) 0.79 -

Источник: КМИС, 2014

В 14,2% случаев на объявленную конкурсную процедуру приходили жалобы от участников, но при этом судебных тяжб или пересмотров результатов конкурса или аукциона нами не выявлено (в 2011-2012 гг. это было не так уж редким явлением).

В 4,76% техническая документация на конкурс или аукцион пересматривалась заказчиком прямо во время выполнения процедуры. Изучив внимательно предмет конкурсной процедуры и условия технического задания, можно понять, что они были составлены таким образом, что победитель был заранее понятен в 51,2% всех конкурсов. Таким образом, конкурентная борьба за деньги и заключение контрактов в 2013 г. существенным образом ослабла по сравнению с предыдущими 2 годами создания ЕГИСЗ.

В целом, базируясь на полученных фактах, можно уверенно говорить о том, что раздел государственного сектора рынка информатизации, по крайней мере в части программного обеспечения, уже произошел. Государственный заказчик лишь в 12,33% случаев в явной форме объявлял КП на выбор поставщика. В большинстве случаев те средства, которые выделялись в 2013 г. на информатизацию и по которым были успешно заключены контракты, выделялись на конкретные уже ранее определенные системы и исполнителей, разница состоялась лишь в предмете контракта.

№ п/п Результат выполнения контракта % от кол-ва КП % от суммы всех КП
1.                Работы по контракту выполнены, контрактные обязательства закрыты 45.63 33.85
2.                Работы еще выполняются 28.97 40.92
3.                Работы должны быть выполнены к текущей дате, но данных об этом все еще нет на портал гос.закупок 23.41 24.5
4.                Контракт расторгнут, в том числе по соглашению сторон или по решению заказчика 0.8 0.73
5.                Прочее 1.19 -

Источник: КМИС, 2014

Александр Гусев

Интервью обзора

Рейтинги

-Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС: проекты внедрения 2013
Город Количество реализованных рабочих мест за период
2013 Всего на 01.01.2014 г 2013
1 Казань 1 461
2 Пермь 450
Подробнее

Рейтинги

Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС: проекты внедрения 2013
Город Количество внедрений в 2013 г. по типам ИС
2013 Всего на 01.01.2014 г МИС
1 Казань 1 461
2 Пермь 450
Подробнее

Рейтинги

-Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС 2013
Город Выручка от проектов в области здравоохранения (с НДС), млн руб.
2013, % 2013 прогноз роста 2014, %
1 Казань 19.2
2 Москва н/д
Подробнее

Рейтинги

Рейтинг: Крупнейшие поставщики МИС 2013
Город Выручка от проектов в области здравоохранения (с НДС), млн руб.
2013, % 2013 прогноз роста 2014, %
1 Казань 19.2
2 Москва н/д
Подробнее