CNews: Портал генерирует большие объемы данных. Что это за данные?
Александр Балакирев
Портал «Образование на русском» дает возможность дистанционно изучать русский язык

Портал, созданный в 2014 году, объединяет платформу дистанционного обучения русскому языку, системы дистанционного повышения квалификации преподавателей-русистов, массовых онлайн-курсов на русском для людей разного возраста и социальные сети для тематического общения пользователей.

Благодаря порталу все желающие могут дистанционно изучать русский язык — самостоятельно или под руководством грамотного наставника, чтобы затем пройти тестирование на знание языка и получить соответствующий сертификат. Для преподавателей русского языка создана возможность повышения квалификации, а специалисты смежных профессий могут пройти переподготовку и преподавать русский как иностранный.

Хочу отдельно отметить, что на момент начала проекта, ИТ-инфраструктура у Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина была построена на современном оборудовании и соответствовала достаточно высоким стандартам. Единственной проблемой было то, что вычислительные ресурсы подошли к своему максимуму. Сегодня количество данных у каждого крупного и даже среднего предприятия растет в геометрической прогрессии. Соответственно, у каждого заказчика периодически возникают задачи, связанные с тем, где эти данные хранить, как обрабатывать, как делать их резервное копирование. Если речь идет о современном образовательном учреждении, у которого огромное количество самых разных данных, все это становится еще актуальнее. Вот и перед Институтом Пушкина эта задача возникла в очередной раз и потребовала решения.

Александр Балакирев:

Помимо портала «Образование на русском», институтом разработана и поддерживается технологически сложная информационная система онлайн-тестирования. Каждый человек может удаленно пройти тестирование по русскому языку и по его результатам получить документ установленного образца
CNews: Какое решение для хранения данных вы использовали раньше?

Это была быстродействующая и хорошо масштабируемая система хранения данных, но стоимость ее модернизации оказалась в три раза выше, чем покупка новой. При том, что объемы хранения данных у систем одинаковы. От новой СХД мы хотели простоты подключения, отказоустойчивости, масштабируемости и емкости. Кроме того, немаловажным требованием было одновременное наличие как файлового, так и блочного доступа к системе.

CNews: Расскажите подробнее о выборе нового решения?
Максим Митрохин
Задачи, связанные с ростом хранимых данных, перед заказчиками «АйТеко» возникают постоянно

Задачи, связанные с ростом хранимых данных, перед заказчиками «АйТеко» возникают постоянно. Как один из крупнейших интеграторов, «АйТеко» работает со всеми ведущими мировыми компаниями-производителями решений такого класса. При этом задачи у всех клиентов разные, как и бюджеты. Отличия также есть и в существующем ИТ-ландшафте, и в понимании, как он должен развиваться дальше. Случается, что клиенты приходят к нам с готовыми спецификациями, но в большинстве случаев мы получаем от заказчиков технические требования к будущим системам. Благодаря компетенциям наших ИТ-архитекторов из всего многообразия существующих на рынке решений мы предлагаем действительно самый подходящий вариант. Все это придает, казалось бы, типовым проектам по внедрению СХД уникальность. И проект для Института Пушкина не является исключением.

После сравнения большого количества существующих на рынке вариантов было принято решение внедрять Dell EMC Unity 380 от Dell Technologies — хорошо тиражируемое решение, с которым не возникает проблем. И что немаловажно, решение на базе Unity 380, полностью соответствуя потребностям заказчика, смогло вписаться в достаточно ограниченный бюджет.

Александр Балакирев:

По моему опыту, эта СХД — абсолютно универсальна и разработана для подключения к любой ИТ-инфраструктуре. Ее отличительные особенности — простое, прогнозируемое управление и легкая первоначальная настройка.

CNews: Были какие-то особенности, трудности в процессе работы над проектом?
Александр Балакирев:

По моему опыту, сложности при реализации подобного рода проектов периодически возникают. Именно поэтому мы искали надежного партнера, который смог бы не только предложить нам оптимальное решение, но и поставить, и внедрить его точно в срок. Особенно это актуально в условиях жестких ограничений по бюджету и функционалу СХД. К счастью, тут обошлось без проблем — специалисты «АйТеко» все сделали качественно и вовремя, а какие-то этапы закрыли даже раньше. Это особенно ценно, учитывая, что внедрение в какой-то момент оказалось под вопросом из-за роста распространения COVID-19 в мире.

Максим Митрохин:

Действительно, начало пандемии стало основной сложностью при реализации этого проекта. В феврале 2020 года в России еще не было ограничительных мер, но в Китае и Европе уже начали закрываться заводы, что, конечно же, сказывалось на сроках производства оборудования.

Здесь в очередной раз проявились преимущества крупной ИТ-компании. «АйТеко» удалось договориться и с вендором, и с дистрибьютором, чтобы наша поставка вошла в число приоритетных. В результате, оборудование не просто не задержали — его смогли привезти раньше. Последующая пусконаладка прошла всего за три дня. Заказчик удостоверился, что предложенное решение действительно отвечает всем требованиям по емкости и функционалу и уже успел оценить, как удобно и легко управлять новой Dell EMC Unity 380.

Максим Митрохин:

Благодаря компетенциям наших ИТ-архитекторов из всего многообразия существующих на рынке решений мы предлагаем действительно самый подходящий вариант. Все это придает, казалось бы, типовым проектам по внедрению СХД уникальность.

CNews: Почему Dell EMC Unity 380 подходит именно таким организациям, как Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина?
Максим Митрохин:

Как уже отмечалось, необходимо было вписать серьезный функционал в достаточно сжатый бюджет. Наши инженеры проанализировали несколько решений от четырех разных вендоров, в итоге, все мы сошлись во мнении, что решение Unity 380 на базе Dell EMC максимально соответствует поставленным задачам и точно укладывается в бюджет. Кроме того, следует понимать, что в государственных организациях не так много возможностей нанимать большое количество ИТ-сотрудников, как и обучить работе на новом оборудовании. Именно поэтому простота первичной настройки и последующего обслуживания стала дополнительным фактором в пользу Dell EMC Unity 380. Как показало время, никто не пожалел о том, что было выбрано именно это решение.

Александр Балакирев:
Александр Балакирев
Специалисты «АйТеко» все сделали качественно и вовремя, а какие-то этапы закрыли даже раньше

Изначально я предполагал, что под наши задачи идеально подходит решение другого производителя. Однако, после представленных аргументов со стороны инженеров «АйТеко» стало очевидно, что Dell EMC Unity 380 от Dell Technologies — лучший вариант. В первую очередь, это универсальная СХД, которая позволяет использовать и файловый, и блочный доступ. Кроме того, она обеспечивает необходимый уровень производительности и отказоустойчивости при приемлемом бюджете. И конечно же, немаловажный фактор — это простое и понятное управление системой. Передо мной стоит задача не только обеспечить выбор правильного решения, но и организовать его последующее обслуживание. В данном случае интуитивно понятное управление системой позволило упростить процесс перехода с одного вендора на другого.

CNews: Во всей этой истории есть какая-то перспектива развития или масштабирования?
Александр Балакирев:

Как мы и говорили ранее, объемы данных, которыми оперируют ИТ-системы Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, постоянно растут. Именно поэтому одним из требований к новой СХД была понятная и прогнозируемая масштабируемость. Мне, как ИТ-директору, нельзя было ошибиться в выборе решения, так как на данном этапе я закладывал фундамент для дальнейшего развития наших ИТ-систем. В настоящий момент Dell EMC Unity 380 позволяет нам нарастить объемы данных без установки дополнительных модулей. Думаю, это будет актуально уже в следующем году.

CNews: Какими для вас оказались итоги этого проекта?
Александр Балакирев:

Все поставленные цели достигнуты, ведь система тестирования и портал «Образование на русском» переехали на новую систему хранения данных. Целиком, а не частично, как планировалось изначально. ИТ-сервисы стали предоставляться лучше, потому что дискового пространства стало почти вдвое больше. Поэтому если говорить о конкретных итогах, то можно считать, что нам в кратчайшие сроки удалось принять правильное решение. Это получается не всегда, особенно в условиях цейтнота и ограниченного бюджета. Быстрый запуск системы — всего за три рабочих дня — говорит именно о качестве принятого решения. Спасибо инженерам «АйТеко», которые его предложили, и компании Dell Technologies за то, что чутко улавливают потребности своих заказчиков и предлагают действительно отличный продукт! Решение полностью нас удовлетворило и не доставило никаких проблем.

Максим Митрохин:

Со своей стороны, хотел бы отметить гибкость коллег из Dell Technologies при подходах к ценообразованию, а также их участие в решении задач с максимально сжатыми сроками поставки. Отмечу, что «АйТеко» и Dell Technologies связывает многолетнее партнерство.

Отдельная благодарность коллегам из Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина за совместный интересный проект и возможность поработать над решением важной задачи.