В «Большой тройке» назревают перемены
Сентябрь изменил расстановку сил в «Большой тройке» российских сотовых операторов: решив проблему с нехваткой номерной емкости, "ВымпелКом" вырвался вперед по количеству новых абонентов. По итогам месяца доля рынка этого оператора в России лишь на 1% уступает лидеру – МТС, который, однако, обещает до конца года взять реванш. Вообще же, за первый месяц осени в России к сотовым сетям подключилось рекордное число новых абонентов – 3,4 млн. человек.По оценкам ACM-Consulting, на 30 сентября в России насчитывалось 59,04 млн. абонентов мобильной связи, включая 14,8 млн. в Москве и 5 млн. в Санкт-Петербурге. В сентябре операторы мобильной связи подключили в России 3,41 млн. человек, а в странах СНГ – 1,027 млн. абонентов. Сентябрьский показатель – рекордный для России: подобных темпов роста абонентской базы в стране не наблюдалось никогда.
Больше всего новых подключений в России записал на свой счет "ВымпелКом" – 1,405 млн. человек, 41% от 19,87 млн. человек - всей абонентской базы оператора. В августе этот показатель составлял для данного оператора 38%. Это обьясняется тем, что в прошедшем месяце “ВымпелКом” разрешил, наконец, проблему с нехваткой номерной емкости. На втором месте - "Мегафон" с 978 тыс. новых абонентов (29% всех подключений, достигших 11,46 млн. человек, по сравнению с 24% в августе). МТС по итогам сентября третья – новых абонентов набралось лишь 810 тыс. (24% от всей абонентской базы, 20,84 млн. человек, по сравнению с 28% в августе). Тем не менее, МТС не собирается долго числиться в отстающих – к началу 2005 года этот оператор планирует запустить в регионах более 10 новых сетей.
Уровень проникновения сотовой связи – количество выданных сим-карт на душу населения - по состоянию на конец сентября составил, по оценкам ACM-Consulting, 41%. Это вдвое больше, чем в 2003 году. В 2007 г. этот показатель достигнет 80% - в частности, и за счет того, что некоторые абоненты используют одновременно по 2-3 сим-карты. В то же время, темпы роста числа абонентов сотовой связи в России, по прогнозам аналитиков, замедлятся: если в 2003 г. этот показатель составлял 100%, то в этом году – уже 90-95%, а в 2005 г. - всего 33-35%.
В целом же, согласно результатам исследования, в сентябре 2004 г. по числу абонентов 35% рынка сотовой связи России занимала МТС, 34% — «ВымпелКом», 19% — «МегаФон». На рынке сотовой связи Москвы «ВымпелКому» и МТС принадлежит по 45%, «Мегафону» - 10% рынка. Также в отчете компании отмечается, что прирост абонентской базы оператора «Скайлинк» в сентябре текущего года в Москве был незначительным.
По данным ACM-Consulting, по числу абонентов в Санкт-Петербурге в сентябре 2004 г. «МегаФон» занимал 46% рынка сотовой связи , МТС — 32%, «ВымпелКом» — 15%, «Скайлинк» — 2%. Оператор Tele 2 занял 5% от общей доли рынка сотовой связи северной столицы. Доли компаний в общем приросте числа абонентов в Санкт-Петербурге в сентябре 2004 г. распределились следующим образом: «ВымпелКом» — 36%, «МегаФон» — 35%, МТС — 19%, Tele 2 — 10%. Прирост абонентов в сети «Скайлинк» в Санкт-Петербурге в сентябре 2004 г. также был незначительным.
Айрат Сибгатуллин, Directum: No-code — это обязательный компонент современной системы КЭДО

«В целом, данные по количеству абонентов в России, уровню проникновения, абонентской базе отдельных сотовых операторов, доле операторов в чистом приросте и пр., приведенные в сентябрьском отчете ACM-Consulting, практически не отличаются от данных, представленных в исследованиях других аналитических агентств, например iKS-Consulting, - говорит аналитик CNews Analytics Виталий Солонин. - При сохранении нынешних рекордных темпов роста абонентской базы сотовой связи за оставшиеся 3 месяца этого года в России вполне может быть достигнут уровень в 70 млн. подписчиков, что подтверждает сделанные ранее прогнозы. Вместе с тем, справедливо замечание о том, что появляется все большее число абонентов, которые используют сим-карты 2-3 операторов, поэтому уровень проникновения сотовой связи может говорить не только (и не столько!) о том, каково распространение сотовой связи в России, а о концентрации ее у отдельных групп пользователей, например, у среднего класса, в то время как лицам с доходами заметно ниже среднего сотовая связь по-прежнему недоступна».
«К сожалению, в исследованиях отсутствуют данные, например, о численности и динамике числа пользователей GPRS/MMS и сетей нового поколения, равно как и сведения об оттоке пользователей у различных операторов, - говорит Виталий Солонин. - Интересно было бы видеть и данные, характеризующие популярность новых неголосовых услуг у различных операторов».
Оператор | 30.сент.04 | 31.авг.04 |
МТС | ||
Всего | 27600000 | 26440000 |
Москва | 6700000 | 6535000 |
Украина | 5530000 | 5267000 |
Узбекистан | 260000 | 244200 |
Беларусь | 970000 | 895150 |
Вымпелком | ||
Всего | 20550000 | 18470000 |
Москва | 6645000 | 6430000 |
Казахстан | 676500 | 647000 |
Мегафон | ||
Всего | 11487353 | 10508263 |
Москва | 1448832 | 1312901 |
Таджикистан | 28000 | 26593 |
Остальные | ||
«Уралсвязьинформ» | 1778000 | 1709000 |
СМАРТС | 1600400 | 1555000 |
«Сибирьтелеком» | 759800 | 735100 |
Нижегородская сотовая связь | 523300 | 503720 |
Екатеринбургская Сотовая Связь | 326713 | 315840 |
Новая Телефонная Компания | 211605 | 203543 |
«Скайлинк» | 182000 | 180100 |
Источник: ACM-Consulting.