Разделы

Наука

Шведский "цифровой" истребитель атакует JSF

Шведские авиастроители полагают, что настал их «звездный час» - истребитель Saab JAS39 Gripen способен стать реальной и выгодной заменой не только F-16, F-5 и «всевозможным МиГам», но и лишь создаваемому истребителю JSF – правда, по разным соображениям.
Двигательная установка — модульный турбовентиляторный RM12 тягой 80 тыс. Н производства Volvo Aero, созданный на базе двигателя F-404–400 производства General Electric. Максимальная скорость — 2 Маха, возможен сверхзвуковой полет во всем диапазоне высот. JAS39 Gripen рассчитан на применение широкого спектра ракетно-бомбового вооружения, включая тяжелые, для поражения воздушных, наземных и морских целей, а также ведения разведки и осуществления учебно-тренировочных полетов. Техническое обслуживание осуществляется по фактическому состоянию деталей и узлов самолета. Самолет может эксплуатироваться с полос длиной 800 м. Высокий уровень автоматизации и простота обслуживания позволяют осуществлять взлеты и посадки c участков автострад.

Самолет оснащен, по утверждению разработчиков, самой совершенной на сегодняшний день системой обмена данными, полностью интегрированной авионикой на базе пяти шин MIL-STD 1553B, многорежимным допплеровским радаром большого радиуса действия Ericsson PS-05/A и эффективными средствами РЭБ. Оборудован бортовым генератором кислорода и системой дозаправки в воздухе. Система катапультирования позволяет безопасно покидать самолет на скоростях до 1150 км/ч (на уровне моря), на стоянке, а также при полете в перевернутом положении на высоте не менее 100 м.

Кабина пилота оборудована в соответствии с принципом «не нужно — не показывать» (don’t need, don’t show). Дозированное и контекстное отображение информации позволяет обеспечить пилота системой поддержки принятия решений в быстро меняющейся тактической обстановке современного боя, не отвлекая его внимание на второстепенную в текущий момент информацию. Ее отображение осуществляется с помощью трех крупноформатных полноцветных многофункциональных дисплеев.

Важнейшим элементом бортового комплекса визуализации является шлем с дифракционной оптикой широкого поля зрения, системой наведения и голографическим построителем изображений. Его использование позволяет пилоту JAS39 получить преимущество над противником за счет улучшения качества восприятия тактической обстановки в текущий момент времени — особенно в ситуации ближнего воздушного боя.

Реализация программы создания JAS39 Gripen началась в далеком 1982 году. В 1986 году впервые был продемонстрирован его полноразмерный макет, а на следующий год — прототип истребителя. Первый полет истребителя (под управлением летчика-испытателя Стига Хольмстрема) был совершен в декабре 1988 года. В июне 1993 г. шведские ВВС получили первый серийный самолет. В октябре 1997 г. первая эскадрилья JAS39 была признана полностью боеспособной.

Дмитрий Шулинин, UserGate: Выиграли те, кто полагался на SIEM собственной разработки
Безопасность

В декабре 2000 г. был подписан первый экспортный контракт на поставку 28 истребителей в Южную Африку, год спустя Венгрия заключила соглашение о приобретении на условиях лизинга 14 JAS39 Gripen, а также о масштабных офсетных программах. В июне 2004 г. на аналогичных условиях 14 самолетов (последних модификаций С и D) приобрела Чехия. В перспективе предполагается создание модели типа «летающее крыло», оснащенной более мощным двигателем с изменяемым вектором тяги.

Запрос на получение информации об истребителе Saab JAS39, по данным концерна, уже получен от Дании, Норвегии, а также Турции — именно эти страны, участвующие в программе Joint Strike Fighter, в наибольшей степени заинтересованы в поиске альтернативы JSF.