По мнению российских производителей, главная тенденция всего отечественного рынка бытовой техники и электроники в течение последних нескольких лет стабильные показатели роста по всем сегментам. Завершающийся года был отмечен ростом спроса на более дорогую продукцию в среднем ценовом сегменте.
По оценкам специалистов холдинга «Полар», российского производителя аудио, видео и бытовой техники, по итогам 2004 года рост рынка составил 13% для телевизоров, стиральных машин и холодильников, 14% для пылесосов, 20% для микроволновых печей, 50% -для DVD-плееров и, наконец, 478% для комплектов домашних кинотеатров. При этом в течение последних 2-х лет основной прирост продаж происходит главным образом не только в Москве и Санкт-Петербурге, а также и во многих других регионах России. По прогнозам аналитиков, в ближайшие 23 года рост продолжится с темпами не менее 10% в год.
Специалисты выделяют два ключевых фактора, обеспечивающих постоянное увеличение потребления товаров данной группы. Это, во-первых, общее улучшение благосостояния населения страны, и, во-вторых, значительное распространение услуги потребительского кредитования. Так, применительно к продукции холдинга «Полар», по кредитным схемам с января по ноябрь 2004 года было приобретено не менее 15% всего объема бытовой техники по торговой маркой Polar.
Еще одной значительной тенденцией российского рынка бытовой техники и электроники в целом специалисты называют заметное снижение долей текущих лидеров Samsung и LG по большинству ключевых сегментов. Это происходит как за счет появления новых серьезных игроков на рынке, так и в результате активизации уже известных российскому потребителю производителей.
Для отечественных производителей ситуация складывается непростая. 2004 год выявил тенденцию к локализации производства со стороны иностранных брэндов и, как результат, ужесточение конкурентной борьбы.
По данным мониторинга розничных продаж, проводимых компанией «Полар», емкость российского рынкателевизоров в 2004 году составит 7,3 млн. шт. Для сравнения, этот показатель в 2002 году составлял 4,98 млн. шт., а в 2003 году 6,47 млн. шт. Хотя темпы роста значительно снижаются 13% в 2004 против 30% в 2003 году, по мнению аналитиков, в 2005 году рынок будет продолжать расти на 5%-7%. Потенциальная емкость российского рынка еще достаточно велика и открывает широкие перспективы для производителей. Кроме этого, резервом роста в будущем является обновление российского парка телевизоров вследствие перехода РФ на цифровой стандарт телевещания.
Одной из основных тенденций этого года, отмеченных всеми специалистами, стало снижение доли рынка устоявшихся лидеров Samsung (с 18,2% до 14,5%), LG (с 13,31% до 12%) и «Рубин» (с 7,5% до 4,7%). Одновременно в 2004 году на российском рынке телевизоров появились новые игроки, что сделало конкурентную борьбу между производителями еще более напряженной.
Сегменты DVD-проигрывателей и домашних кинотеатров, как относительно новых на рынке продуктов, на данный момент показывают наибольшие темпы роста, отмечают аналитики. Если в 2002 году емкость рынка DVD-плееров составляла 330 тыс. единиц, а домашних кинотеатров 90 тыс. единиц, то уже в 2004 году продажи этих видов бытовой электроники достигли 1,5 млн. ед. и 520 тыс. единиц соответственно. Итоговый рост рынка за год составил 50% для DVD-проигрывателей и 478% для домашних кинотеатров.
По оценкам экспертов, в 2005 году рост рынка DVD-плееров и домашних кинотеатров составит не менее 30%, что связано со снижением стоимости этой техники и частым появлением новых моделей. По этим же причинам значительно вырастет спрос на DVD-рекордеры. Новый виток обновления видеотехники будет связан с активно развивающимся сейчас форматом оптических дисков Blu-Ray.