Разделы

Телеком Контент

Россия: мобильный контент жаждет 3G

Как прогнозируют аналитики, бурного роста рынка мобильного контента в России в этом году ждать не стоит. Основная масса абонентов по-прежнему не готова пользоваться его услугами. Доходы индустрии мобильного контента в 2007 г. вырастут примерно на 20%. Основные надежды на значительное увеличение потребления контента связываются в ближайшем будущем с сетями третьего поколения.
По мнению экспертов, мобильный контент в России имеет хороший потенциал роста, который сейчас ограничивается низким интересом пользователей к различным дополнительным сервисам, предлагаемым операторами мобильной связи. «На мой взгляд, о продвинутых функциях телефонов абоненты либо не знают, либо просто боятся ими воспользоваться, боятся потратить на них много денег, — полагает руководитель направления мобильных сервисов инвестиционного холдинга «Финам» Дмитрий Смирнов. — Несмотря на попытки операторов сотовой связи обучать абонентов пользоваться различными дополнительными услугами, пока это не очень получается». Кроме того, г-н Смирнов отмечает, что в стране отсутствует защита контента, распространено пиратство.

В ИХ «Финам» объем российского рынка мобильного контента в 2006 г. оценивают в $350 млн., а по итогам 2007 г. он прогнозируется на уровне $420 млн. (рост 20%). Несколько иные данные приводит агентство iKS-Consulting: по оценкам его специалистов, доходы от мобильного контента в нашей стране в прошлом году составили $408 млн., а в этом году увеличатся на 21% — примерно до $494 млн.

Основными драйверами рынка контента в 2007 г. в «Финаме» называют активное развитие партнерских программ (WEB, WAP), комьюнити-сервисы, проекты мобильной коммерции. Директор по развитию компании «Ириком» Марина Михеева добавляет к этому телевизионные проекты, например успешно стартовавшее в этом году Call TV. Старший аналитик iKS-Consulting Максим Савватин в качестве одного из главных драйверов второй половины прошлого и первой половины нынешнего года называет консолидацию рынка мобильного контента. «Здесь стоит отметить активное развитие контент-бизнеса и увеличение доли операторов сотовой связи, прежде всего "большой тройки", — говорит г-н Савватин. — Также стоит отметить консолидацию рынка среди контент-провайдеров. Яркий пример — это инвестиционная компания Marshal Capitals, которая за последние несколько месяцев приобрела пакеты акций трех крупных контент-провайдеров в России и СНГ».

Сети 3G в России должны подстегнуть рынок мобильного контента
Сети 3G в России должны подстегнуть рынок мобильного контента

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Ряд экспертов считает, что значительно увеличить количество пользователей мобильного контента в нашей стране помогут сети третьего поколения. Как отмечает представитель компании «Дилиа Интерактив» Дмитрий Шейнов, на зарубежных рынках рост потребления контента (прежде всего, видео и другого «тяжелого» контента) составил 200-300% через пару лет после появления сетей 3G. «Думаю, что именно столько времени понадобилось на обучение абонентов и набор критической массы пользователей», — считает г-н Шейнов.

Большинство специалистов убеждены, что развертывание сетей 3G в России значительно подстегнет рынок мобильного контента, но ждать повторения ситуации, наблюдавшейся за рубежом, не стоит. «В России первые несколько лет услуги сотовой связи третьего поколения будут пользоваться спросом в основном у достаточно ограниченного круга пользователей, то есть массовыми эти услуги за это время не станут», — подчеркнул Максим Савватин. По его мнению, в первые годы внедрения 3G рост в сегменте «тяжелого контента» не превысит 70-80%.

Андрей Арсентьев