Разделы

Безопасность Бизнес Цифровизация Внедрения Инфраструктура

Питерских студентов обучат хранить данные

Питерский Политех стал первым российским вузом, где системы хранения данных будут использоваться не только для обслуживания инфраструктуры, но и в учебном процессе. Студенты, углубленно изучившие курс систем хранения данных, смогут существенно повысить свою стоимость на рынке труда, — считают участники проекта.
В Санкт-Петербургском государственном политехническом университете оборудован лабораторный центр систем хранения данных — совместный образовательный проект Политехнического университета, корпорации EMC и холдинга НКК. Объем инвестиций — около 15 млн. руб. Лабораторию планируется использовать не только для обучения студентов, но и для переподготовки работников предприятий.

Питерский Политех стал первым российским вузом, где системы хранения данных будут использоваться не только для обслуживания инфраструктуры, но и в учебном процессе — во всяком случае, так заявляют участники проекта. Оснащение лабораторного центра началось еще в 2006 году, когда НКК предоставил Политеху систему хранения данных EMC AX100 емкостью 1 Тб.

Сейчас лаборатория состоит из дисковых массивов EMC Clariion, системы серверной репликации EMC Replistor, кластера высокой доступности EMC-Autostart и Exchange-сервера и сервера архивирования почты. Техническое решение лаборатории обеспечивает хранение информации емкостью 13 Тб. Лабораторию планируется дооснастить специализированным архивным хранилищем EMC Centera, поставить ПО виртуализации VMWare ESX и решение по резервному копированию EMC Avamar.

Совокупный объем инвестиций в развитие центра в 2007–2008 г.г. составляет 15 млн. руб. Как сообщил проректор по инновационной деятельности СПбГПУ Александр Речинский, 7 млн. рублей на лабораторию СХД поступили из федерального бюджета, а 8 млн. выделены участниками проекта. Деньги пошли на оборудование СХД, ремонт и оборудование 4 компьютерных классов, разработку и издание учебных пособий по системам хранения данных.

Питерский Политех будет первым вузом России, где студенты будут тренироваться работать с данными на натуральном хранилище
Питерский Политех будет первым вузом России, где студенты будут тренироваться работать с данными на натуральном хранилище

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

Сейчас базовый курс лекций по СХД встроен в основную программу обучения факультета управления и информационных технологий, планируется его включение в программу физико-механического факультета и факультета технической кибернетики. «В дальнейшем, при расширении линейки курсов по СХД, мы уже будем решать, всем ли студентам группы необходимо проходить их. Вероятно, студентам будет предоставлена возможность выбирать более углубленные курсы факультативно», — рассказал Александр Речинский.

Руководитель петербургского центра разработок EMC Игорь Агамирзян отметил, что студентам, прошедшим курсы по СХД, будет дана возможность пройти сертификацию, что увеличит их конкурентоспособность на рынке труда. Агамирзян считает, что чем более корпоративно-ориентированы технологии, чем больше они предполагают использование в больших сложных системах, тем больше дефицит кадров. «Сегодня недостаточно дать фундаментальное образование. Выпускник, придя на предприятие, должен уметь применять свои навыки на реальных системах, развернутых на предприятии. Вовсе не обязательно, чтобы это были решения того вендора, на которых он обучался в вузе. Имея фундамент по работе с технологиями хранения данных, выпускник, придя в компанию, легко адаптируется к установленному там решению», — полагает Игорь Агамирзян.

На базе созданной лаборатории планируется организовать также демо-центр и послевузовское образование. «Одна из задач, которая сейчас стоит — это организация дистанционного обучения в двух вариантах, помощь другим вузам в организации доступа к нашему оборудованию, а также организация возможности дистанционного доступа сотрудникам предприятий к лаборатории СХД, чтобы они могли обучаться без отрыва от производства», — рассказал Александр Речинский. Игорь Агамирзян полагает, что необходимо создавать экономически прочную инфраструктуру в вузе. «Правильный баланс бесплатного образования и переподготовки специалистов на коммерческих основаниях дает возможность удерживать квалифицированных преподавателей и расти им профессионально», — отмечает он.

Даниил Иванов