Разделы

Бизнес

Финансовым директорам сложно угнаться за ИТ

Согласно опросу*, проведенному корпорацией IBM, финансовые директора сталкиваются с серьезными проблемами при переходе к новым ИТ-технологиям. Вице-президенты корпораций по финансам считают, что финансовые отделы нуждаются в существенном улучшении ИТ-инфраструктуры и повышении квалификации персонала. Первостепенное значение приобретают более совершенные управленческие структуры и методы управления информацией при общем снижении затрат.
В ходе недавнего глобального опроса более 450 финансовых директоров (CFO), проведенного подразделением IBM Business Consulting Services, выяснилось, что по многим ключевым позициям финансовые отделы пока еще не готовы к новой, более динамичной ситуации в сфере бизнеса. Опрос показал, что, несмотря на прогресс, достигнутый за последние пять лет, все еще существует ряд фундаментальных вопросов, которые ждут своего решения. Это связано с тем, что роль CFO как финансового директора постепенно уменьшается, приближая его к компетенции бизнес-консультанта по стратегическим вопросам.

Опрос показал, что две трети респондентов рассматривают в качестве наиболее приоритетного направления своей деятельности управление эффективной работой организации и увеличение биржевой стоимости акций. Эта группа опрошенных ожидает, что за последующие три года показатели эффективности управления должны вырасти как минимум вдвое. Менее 40% опрошенных считает, что важнейшей сферой их деятельности является эффективное управление бухгалтерским балансом предприятия.

Опрос выявил существенные проблемы, с которыми сталкиваются финансовые отделы. В то время как роль финансовых руководителей продолжает меняться, они пытаются влиять не только на исполнительные решения, но и на все сферы деятельности предприятия. Только 50% финансовых директоров считает, что в их финансовых учреждениях работают высокопрофессиональные сотрудники, ориентированные на принятие эффективных бизнес-решений. Более трети финансовых директоров полагает, что их организации испытывают нехватку кадров для решения стоящих перед ними задач или сотрудники не обладают достаточной квалификацией.

Существенной проблемой, на которую было указано в ходе проведения опроса, является то, что методы управления эффективностью бизнеса отстают от сложности самого бизнеса. Более 70% респондентов считают, что информация является главным активом, который нуждается в эффективном управлении. Только 2% управленцев имеют доступ к интегрированным данным уровня предприятия, на которые они опираются при принятии решений.

Большинство опрошенных финансовых директоров считают управление информационными потоками основным рычагом для повышения степени управляемости и контроля – ключевых элементов бизнеса. Совершенно ясно, что высокие стандарты менеджмента должны быть обращены в конкурентное преимущество. При этом только 25% финансовых директоров считает, что действующие исполнительные структуры являются достаточно слабыми.

Кроме того, результаты опроса показывают, что еще недостаточно используются инвестиции в новые технологии. Только 19% финансистов считают, что они в полной мере используют функциональные возможности своих ERP-систем.

"Финансовые директора признают, что они играют ключевую роль в управлении эффективной работой организации и в управляющих структурах, тем самым создавая конкурентное преимущество, – говорит Джим Браманте (Jim Bramante), бизнес-партнер и руководитель финансового управления подразделения IBM Business Consulting Services. - Новые задачи приводят к существенным изменениям в спектре предоставляемых нами услуг и в значительной мере изменяют структуру наших затрат".

Опрос показал, что в качестве основных мер, направленных на уменьшение стоимости поставок и регулирование стоимости финансовых ресурсов, финансовые директора рассматривают автоматизацию, заключение договоров с внешними организациями и совместное оказание услуг. Действительно, более 60% опрошенных планируют в ближайшем будущем для определенных направлений своей деятельности привлекать сторонние организации.

Как с помощью ad-hoc инструмента снизить расходы на внедрение аналитики
Импортонезависимость

В отчете IBM Business Consulting Services будущая роль финансового директора рассматривается в неразрывной связи с бизнес-стратегией, бизнес-процессами и бизнес-информацией. Как полагают специалисты IBM, финансовые директора должны:

  • возглавлять достаточно гибкие структуры по управлению эффективной работой организации;
  • принимать участие в создании гибких управленческих структур;
  • осознать, что достижение быстрых функциональных изменений в стоимости финансовых ресурсов невозможно без соответствующего механизма регулирования, причем базовым требованием здесь является разработка конкурентоспособной затратной структуры для всей финансовой сети;
  • играть ключевую роль в интеграции процессов, технологий и персонала в рамках всего бизнеса, поскольку они понимают, что этот синтез является совершенно необходимым для успешных преобразований;
  • принять на себя роль своеобразного руководящего центра (Chief Focus Officers). Основным слагаемым успеха являются упреждающие решения, относящиеся ко всей бизнес-модели в целом и выбору программного обеспечения.

Более двух третей респондентов считают наивысшим приоритетом своей деятельности "создание предпосылок для повышения биржевой стоимости акций". Для поддержки этого направления финансовые директора планируют концентрировать финансовые ресурсы за счет значительного сокращения операций по сделкам с 50% до 34%. Подобная смена приоритетов должна привести в течение следующих трех лет к трехкратному увеличению эффективности использования ERP-систем, предоставляющих в реальном масштабе времени информацию, необходимую для принятия решений.

Кроме того, в исследовании подчеркивается, что финансовые директора должны проявлять большую активность в заимствовании передового опыта в области управления эффективностью работы предприятий. В случае необходимости они должны рассматривать возможность аутсорсинга - передачи части работы сторонним компаниям с целью уменьшения затрат, а также вводить усовершенствованные методики для повышения квалификации персонала.

Как рассказал CNews.ru директор по развитию бизнеса РБК СОФТ Тимур Аитов, за счет правильной постановки бюджетирования, сокращения издержек и внедрения системы мотивации в подразделениях компании отечественный CFO должен создать конкурентоспособную структуру затрат предприятия. Другая важная задача CFO состоит в прогнозе и принятии нужных упреждающих решений. «Не уверен, что этот же финансовый директор должен еще и успевать играть ключевую роль в интеграции процессов, технологий и персонала в рамках всего бизнеса, да еще при этом и выбирать программное решение, - говорит г-н Аитов. - Хотя на многих российских предприятиях именно так и происходит: финансовый директор отвечает и за ИТ».

Фарид Нигматуллин, «ВидеоМатрикс»: У видеоаналитики в промышленности большие возможности
Цифровизация

Источник: собственная информация CNews.ru с использованием материалов корпорации IBM.


*Проведение глобального опроса финансовых директоров было завершено в сентябре 2003 г. Было опрошено 450 финансовых руководителей из 35 стран мира. Доходы предприятий, представители которых принимали участие в опросе, составили в среднем $8,4 млрд. Наблюдалось следующее распределение по отраслям индустрии: 23% - финансовые услуги, 14% - связь, 24% - движение товаров от производства к потреблению (включая розничную торговлю), 28% - промышленность, 11 % - государственный сектор экономики.